Минюст зарегистрировал административный регламент ФНС по выдаче разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей

 
В основном в новом Административном регламенте реализованы новеллы, введенные в Закон о лотереях Федеральным законом от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ. Остановимся на некоторых из них, которые, на наш взгляд, имеют существенное значение по сравнение с ранее действовавшими положениями при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на проведение лотереи.

Теперь отсутствует обязанность к комплекту документов для получения разрешения прикладывать копию бухгалтерского баланса по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, а также справку налогового органа об отсутствии у организатора задолженности по налогам и сборам.

Однако в порядке п. 29 Административного регламента эти документы обязательно должны быть у ФНС России для рассмотрения заявления и оказания госуслуги по выдаче разрешения, и согласно ч. 6.1 ст. 6 Закона о лотереях федеральное ведомство запрашивает бухбаланс и справку из территориальной ИФНС, если организатор по собственной инициативе их в комплекте документов не представил. Уточнена и «свежесть» справки – она должна отражать состояние лицевого счета налогоплательщика на месяц подачи заявления.

Мы уже неоднократно высказывали свое мнение о том, что отсутствие задолженности по налогам и сборам организатору необходимо подтвердить прежде всего для себя лично. Заверения главных бухгалтеров о том, что «по налогам все в порядке, и долгов быть не может» из нашей практики не подтверждаются фактически через одного организатора.

Налогоплательщик по НК РФ самостоятельно исчисляет и уплачивает налоги, а чтобы узнать текущее состояние своего лицевого счета в местной налоговой необходимо прохождение утомительной сверки по предварительной записи, чем бухгалтеры постоянно не занимаются, а лишь время от времени. Какие-то платежи могли просто не пройти либо отразиться в базе данных ИФНС с ошибками, которая, к слову, не является базой данных 1-С в компьютере главбуха организатора и ей по содержданию не идентична.

Исходя из того, что наличие задолженности по налогам и сборам в порядке п. 3 ч. 4 ст. Закона о лотереях является безусловным основанием принятия решения об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи, и если у организатора нет желания рисковать потерей 2-х месяцев на выяснение при рассмотрении заявления самой ФНС России по ее запросу в территориальную налоговую, есть у него задолженность или нет, то вариант необходимых действий очевиден – справку надо получать самостоятельно и представлять ее в комплекте документов.

В п. 62 Административного регламента отмечено, что решение о выдаче разрешения на проведение лотереи оформляется соответствующим актом ФНС России – решением о выдаче разрешения. Надеемся, что теперь спор в части облагается ли реализация лотерейных билетов НДС или нет при проведении негосударственных лотерей будет наконец-то окончательно решен в пользу льготы.

Несмотря на множество писем Минфина, ФНС и УФНС о том, что продажа билетов не облагается НДС независимо от вида лотереи по статусу организатора: государственная либо негосударственная, они не остановили тенденцию появления последнее время фискальных апологетов в лице некоторых территориальных налоговых, поддерживаемых отдельными судебными решениями, которые утверждают, что пп. 9 п. 2 и пп. 8.1 п. 3 ст 149 НК РФ относится лишь к государственным лотереям, проводимым на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти.

Толкование, по-своему, понятий «уполномоченный орган» и проведения лотереи на основании «решения» в противовес «разрешению» давало им почву для подобных правовых спекуляций. Полагаем, в ближайшем будущем Закон о лотереях вместе с новым Административным регламентом уже ни у кого не оставят сомнения, что ФНС России – это уполномоченный орган исполнительной власти, проведение негосударственной лотереи осуществляется прежде всего на основании его решения как уполномоченного органа, а выдача разрешения на проведение лотереи яляется лишь реализацией этого решения.

81-й пункт Административного регламента снимает неясность, в какой же момент должна быть уплачена государственная пошлина за выдачу разрешения в размере 6 000 рублей согласно пп. 113 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Документ об оплате пошлины должен быть представлен в ФНС России уже после принятия решения о выдаче разрешения на проведения лотереи непосредственно перед выдачей или в момент его получения. Таким образом, урегулирована коллизия между Законом о лотереях, не обязывающим иметь в комлекте представляемых документов квитанцию об оплате госпошлины, и Налоговым Кодеком РФ, требующим ее уплату.

Из своей практики добавим, что при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на проведение и регистрации лотереи ФНС России делает запрос в территориальную ИФНС не только на предмет наличия либо отсутствия у организатора задолженности по налогам и сборам и получения копии его бухгалтерского баланса. Сфера интересов федерального контролера, к сожалению, последнее время выходит за рамки нового Административного регламента и, вообщем-то, прямо его нарушает.

В частности, поручениями от федералов местным мытарям получать от собственника недвижимости подтверждение о предоставлении организатору юридического адреса, а также лично опрашивать его директора по вопросам ФНСовского опросного листа (подписывал ли он документы по лотерее, не терял ли паспорт и т.п.), иными словами, проверять достоверность местонахождения организатора лотереи и отсутствие у его  руководителя признаков "фунта-номинала".

Срок ответа на подобные запросы обычно дается не больше недели, поэтому настоятельно рекомендуем организаторам отслеживать эту неформальную ситуацию, хотя прямо и не имеющую отношения к положениям Административного регламента.

К сведению: см. "Административный регламент по порядку предоставления ФНС разрешений на проведение всероссийских негосударственных лотерей"
 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 13.12.2011 г. № 22579, вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования).


АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x