«Подскажите, когда должен формироваться призовой фонд в тиражных лотереях перед розыгрышем: до распространения лотерейных билетов в тираже или после? Последние события с Бинго-Бум и толкование ФЗ «О лотереях» ростовскими полицейскими сильно настораживают»

Ангелина Снежина, 25.03.2013 г. в 14:37
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, когда должен формироваться призовой фонд в тиражных лотереях перед розыгрышем: до распространения лотерейных билетов или после их распространения? Последние события с Бинго-Бум и толкование ФЗ «О лотереях» ростовскими полицейскими о необходимости наличия денежных средств на кассе организатора до продажи лотерейных билетов в тираже сильно настораживают.
 
К сожалению, из-за небрежности в юридической технике составителей Закона о лотереях при его написании толкование многих его положений натыкается на коллизии или противоречия. Напомним, что правовая коллизия – это правомерная возможность применение к одним отношениям разных норм, противоречие – наличие взаимоисключающих нормативных положений, при которых неизвестно, как вообще необходимо действовать. Не исключением является и вопрос, когда же должен формироваться призовой фонд в платных тиражных лотереях.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона о лотереях призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража. В порядке абз. 2 ч. 2 ст. 3 тираж представляет собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей. Таким образом, при линейном и буквальном толковании можно сделать поспешный вывод о необходимости формирования призового фонда тиража до распространения лотерейных билетов в этом тираже.

Однако при системном толковании положений лотерейного закона, отражающих общие принципиальные основы проведения лотереи, картина складывается совершенно противоположная. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона о лотереях призовой фонд лотереи формируется из внесенных участниками оплат. Иного источника формирования призового фонда в платных лотереях не предусмотрено.

Согласно обязательным нормативам лотереи размер ее призового фонда строго привязан к выручке от ее проведения (п. 1 ч. 1 ст. 10). Под выручкой от проведения лотереи понимаются денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов конкретной лотереи (п. 12 ст. 2). Исходя из вышесказанного, у организатора лотереи отсутствует какая-либо законная возможность сформировать призовой фонд тиража до реализации лотерейных билетов этого тиража, и законодателю во избежании разночтений следовало уточниться, что призовой фонд тиражной лотереи должен формировать до проведения розыгрыша тиража и после продажи лотерейных билетов в нем.

Правда, в абз. 2 ч. 6 ст. 20 Закона о лотереях, где речь идет о сроках передачи и выплаты выигрышей в тиражных лотереях, после слов об опубликовании результатов тиража в скобках дополняется, что речь идет о розыгрыше призового фонда лотереи. Но такое невнятное указание, где не понять, к чему оно относится, - к тиражу или к его результатам, - вряд ли можно считать юридически корректным и безусловно снимающим вопрос различных толкований по вышеизложенному.

Исключением из общего правила является бестиражная лотерея, где действительно может произойти ситуация, при которой размер выигрышей к выплате на определенном этапе может превысить размер полученных организатором денежных средств от продажи лотерейных билетов. Но, как мы уже отмечали ранее, без допущения фикции о якобы распространении уже всех выпущенных билетов бестиражные лотереи невозможно было бы проводить вообще, а нормы Временного положения о лотереях 1995 г., которое допускало формирование призового фонда в них за счет средств, привлекаемых организатором из других источников, помимо выручки от проведения лотереи, не нашли правопреемства в Законе о лотереях и обойдены им умолчанием.

Вероятно, это вызвано тем, что был введен новый вид лотереи по способу формирования ее призового фонда за счет средств организатора – стимулирующей, и законотворцы не смогли найти без смешения видов лотерей корректного описания временного формирования призового фонда в бестиражных платных лотереях за счет средств организатора до их возврата ему из стоимости распространяемых билетов в будущем.

Но даже указание на возможность оплаты выигрышей в платных лотереях за счет заемных средств не решило бы вопроса. Исходя из п. 1 ст. 807 ГК РФ при займе передаваемые организатору денежные средства становятся его собственностью, и у него лишь возникает обязательство возвратить такую же сумму займодавцу. В противном случае при несоблюдении существенных условий договора займа он будет считаться вообще незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Полагаем, что окончательным разъяснением мог бы стать официальный ответ главного лотерейного методолога – Минфина России на соответствующий запрос организатора. Однако, хотим предупредить, что последнее время стандартные отказы финансового министерства на вопросы организаторов участились с приведением следующей отписки: «в соответствии с регламентом Минфина России, утвержденным приказом Минфина России от 25.03.2005 г. № 45н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства РФ и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных стиуаций».

Что же касается ростовских полицейских в отношении возбуждения уголовного дела по факту якобы незаконного проведения лотереи Бинго-Бум, то их мнение о необходимости наличия денежных средств на выплату выигрышей в кассе организатора до распространения лотерейных билетов в тираже является не самым главным заблуждением. Еще больше удивляет придуманный ими признак азартной игры в виде выигрыша, кратного ставке, чему не найдешь подтверждения ни в одном нормативном акте об азартных играх.

На наш взгляд, концепция тиражной лотереи Бинго-Бум, порядок формирования ее призового фонда с наличием фиксированных выигрышей и отдельные аспекты ее проведения содержат ряд некорректных и противоречивых положений, но к признакам азартной игры они не имеют никакого отношения и могли бы рассматриваться лишь как нарушения проведения лотереи, что, в свою очередь, в принципе бесперспективно, так как сам контролер всероссийских лотерей в лице ФНС России утвердил условия лотереи при выдаче разрешения на ее проведение.

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x