Минюст зарегистрировал административный регламент ФНС по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей

I. О справке об отсутствии задолженности по налогам и сборам

 
Согласно п. 25 Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по рассмотрению в установленном порядке уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.11.11 № 144н, к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи больше нет необходимости в обязательном порядке прилагать справку налогового органа об отсутствии у организатора задолженности по налогам и сборам, что соответствует новой редакции ч. 2 ст. 7 Закона о лотереях уже без утрачивающего силу с 01.07.2012 г. пункта 8.

Тем не менее, в порядке п. 28 Административного регламента для рассмотрения уведомления и вынесения по нему решения ФНС России должна иметь в своем распоряжении эту справку по состоянию на месяц подачи уведомления о проведении стимулирующей лотереи независимо от источника ее получения - от организатора либо по ее запросу из местной ИФНС.

Нам остается здесь еще раз привести свое мнение о причинах, по которым мы считаем, что справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам все равно необходимо получать и представлять в комплекте документов для регистрации всероссийской стимулирующей лотереи:

- организатор, имея на руках справку, знает состояние своего лицевого счета в качестве налогоплательщика и избегает неприятных неожиданностей в виде запрета проведения стимулирующей лотереи по мотиву выявления задолженности по налогам и сборам по запросу уполномоченного органа;

- если организатор представил справку, то согласно ч. 2.1 ст. 7 Закона о лотереях у уполномоченного органа уже нет права делать повторный запрос в территориальную ИФНС о состоянии расчетов с бюджетом у организатора, что исключает риск выявления задолженности, например, в период сдачи налоговой отчетности, когда после получения справки и в 15-дневный срок рассмотрения уведомления сумма налогов к уплате была указана в представленной декларации, отражена в базе данных налогового органа, но еще не оплачена организатором или факт уплаты еще не отразился на его лицевом счете на момент запроса из ФНС.

II. О порядке, сроках и способах получения выписки и запрета на проведение

 
В новом Административном регламенте по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей мы, к сожалению, не находим положения о сроках выдачи выписки из ч. 2 государственного реестра всероссийских лотерей о регистрации стимулирующей лотереи и порядке ее выдачи (нарочно либо по почте).

В настоящий момент срок и порядок предоставления организатору выписки из ГРВЛ по зарегистрированным всероссийским стимулирующим лотереям регулируется сразу 2-мя нормативными документами: Приказом Минфина РФ от 09.08.2004 г. № 66н и Административным регламентом исполнения ФНС госфункции по ведению госреестров лотерей, утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.10.2007 г. № 93н.

Анализируя эти подзаконные акты можно сделать выводы, что выписка предоставляется (направляется) организатору:

а) по его письменному запросу (просьбе);
б) в срок 30 дней со дня поступления запроса организатора в ФНС России;
в) по почте либо нарочно представителю организатора
(п. 2 Приложения № 4 к Приказу Минфина № 66 и п. 39 Административного регламента по ведению госреестров лотерей).

Для сравнения - выписка из ГРВЛ ч. 1 по всероссийским негосударственным лотереям оформляется и выдается вместе с оформлением и выдачей разрешения на проведение лотереи (п. 2 Приложения № 2 к Приказу Минфина № 66н и п. 38 Административного регламента по ведению госреестров лотерей).

Таким образом, если рассматривать ситуацию с чисто теоретической правовой точки зрения, то порядок и срок предоставления выписок казалось бы соответствует разрешительной процедуре получения разрешения на проведения лотереи и необходимости выписки в момент его получения и уведомительной при получении права на проведение стимулирующей лотереи, когда сама выписка не должна играть какую-то существенную роль.

На практике же при организации стимулирующих лотерей дело обстоит совсем по-другому. Ничтожно малое количество организаторов рискнет начать проведение всероссийской стимулирующей лотереи без наличия на руках выписки о ее государственной регистрации. А практически все крупные телеканалы, радиостанции и печатные СМИ, опасаясь крупных штрафов от ФАС России за недостоверную рекламу на них в качестве распространителей рекламы, не разместят в своих эфирах и изданиях ролики и информацию о стимулирующей лотереи без предоставления рекламодателями копии официального документа о ее регистрационном номере.

И новый Административный регламент по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей, к сожалению, не поможет организаторам в этом вопросе. Более того, его пункт 15, регулирующий порядок и объем предоставления информации при ответах на телефонные звонки и устные обращения организаторов, даже нормативно не обязал должностных лиц ФНС России сообщать о результатах рассмотрения уведомлений о проведении стимулирующих лотерей.

Надо отдать должное сотрудникам Контрольного управления, которые идут навстречу организаторам и сообщают им о вынесенном запрете проведения или государственно номере стимулирующей лотереи, в случае вынесения положительного решения, по собственной инициативе. Но, тем не менее, сейчас ничто нормативно не ограничивает чиновников направить организатору выписку в последний день истечения 30-дневного срока с момента получения ФНС запроса о ее предоставлении и выбрать при этом почтовый способ направления.

У организатора есть вроде бы еще один законный метод быстрее подтвердить регистрацию стимулирующей лотереи, в случае, например, отказа специалистов федерального контролера лотерей давать комментарии по телефону и выдавать выписку нарочно ранее 30 дней. Это сведения в публикуемом на сайте ФНС государственном реестре всероссийских стимулирующих лотерей.

Однако следует учесть, что информация в нем обновляется не позднее 5 дней по окончании каждого календарного месяца (п. 33 Административного регламента по ведению госреестров лотерей), что обесценивает по оперативности этот путь получения необходимых данных, если, например, стимулирующая лотерея была зарегистрирована в самом начале месяца.

Не менее важным для организатора является и быстрое получение запрета на проведение, если по направленному уведомлению вынесено отрицательное решение о регистрации стимулирующей лотереи. Очевидно, что для того, чтобы оперативно исправить документы и их переподать на новую регистрацию,  необходимо знать все мотивы, указанные в запрете.

В настоящий момент решение о запрете проведения стимулирующей лотереи:

а) оформляется в письменной форме с указанием причин запрета;
б) направляется по почте либо вручается представителю организатора;
в) действия по вынесению, оформлению и направлению должны быть осуществлены ФНС России в срок 15 дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи 
(п. 2 Приложения № 4 к Приказу Минфина № 66н).

Административный регламент по ведению госреестров лотерей в отличие от ситуации с выпиской не регулирует отношения, связанные с запретом на проведение стимулирующей лотереи, так как при его вынесении никаких сведений в ГРВЛ не вносится.

Нововведения Административного регламента по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей устанавливают следующий порядок:

а) решение о запрете принимается в течение 15 дней со дня поступления уведомления о проведении стимулирующей лотереи (п. 53);
б) оформление запрета – один день с момента вынесения решения о запрете (п. 55);
в) в запрете указываются основания и недостатки, послужившие основанием для запрета (п. 57);
г) запрет направляется организатору по почте либо вручается нарочно представителю организатора согласно графику приема посетителей (п. 58).

Таким образом, в новом регламенте нет указания на то, что направление (вручение) запрета организатору должно быть осуществлено строго в течение 15 дней с момента получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи, а также отсутствуют пояснения, за кем же все таки закреплено право выбора способа направления (по почте либо вручения нарочно) - за организатором или за ФНС России.

III. О разъяснениях ФНС по организации и проведению стимулирующих лотерей

 
При организации стимулирующего мероприятия у организаторов часто возникает вопрос, относится ли оно по признакам своей механики к стимулирующей лотерее и, соответственно, нужно ли соблюдать требования Закона о лотереях по ее оформлению и регистрации.

К сожалению, согласно п. 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506, ФНС России имеет право, но не обязана давать разъяснения организаторам в установленной сфере своей деятельности. На практике получить официальный ответ из федерального налогового ведомства по вопросу, связанному с организацией и проведением стимулирующей лотереи крайне сложно.

Результат зависит от текущей политики госоргана, загруженности сотрудников Правового департамента и Контрольного управления, а также сложности и противоречивости самого вопроса. Также приходится принимать во внимание, что ФНС России вообще не наделена полномочиями официального толкования федерального законодательства о лотереях и всегда может сослаться на эту причину, не дав даже в рабочем порядке никакого комментария по существу вопроса.

Законодательство о предоставлении разъяснений по применению действующих нормативных актов по запросам юридических лиц в исполнительные органы государственной власти на сегодня разработано фрагментарно. Если, например, для организаций-налогоплательщиков существует п.п. 1, 2 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34.2 НК РФ, согласно которым они имеют право получать от налоговых органов информацию, а от Минфина России письменные разъяснения о применении законодательства о налогах и сборах, то Закон о лотерях подобной нормы прямого действия не содержит.

Наделение Минфина России функциями выработки государственной политики, обеспечения методологии и разработки нормативно-правовового регулирования в сфере организации и проведения лотерей не обеспечило в положении о нем (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329) норм, регулирующих обязанность реагирования главного лотерейного методолога по вопросам организаторов, а положения в его регламенте об ответах на обращения и запросы (гл.гл. VII и ХIV Регламента Минфина РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 23.03.2005 г. № 45н), на наш взгляд, слишком обобщены и невнятны на предмет, может ли заявитель исспрашивать от министерства его официальное толкование и мнение по правоприменению лотерейного законодательства в конкретной ситуации, и обязано ли, соответственно, министерство предметно и мотивированно отвечать на такие вопросы.

Новый Админстративный регламент по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей
, к сожалению, никак не решает вышеуказанную проблему. Его пункт 15 дает организаторам в телефонных и устных обращениях в ФНС России возможность узнать лишь формальности относительно сроков и порядка предоставления и рассмотрения документов, их перечня, а также реквизитов нормативных актов, регулирующих эти вопросы.

К сведению: см. "Административный регламент госфункции ФНС по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 21.12.2011 г. № 22706, вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования).


АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x