Изготовление лотерейного билета: от макета до печати

Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Узнайте об этом и еще больше:
Организатор и спецтипография

Взаимодействие организатора и типографии с лицензией на изготовление защищенной от подделок печатной продукции и торговлю ею на сегодняшний день нельзя назвать простым. Нормативное регулирование лотерейной деятельности является коллизионным и спорным, а государство идет по пути ужесточения требований к без того недоразвитому лотерейному рынку.

Приход в лотерейную сферу представителей игорного бизнеса со своим менталитетом и новыми концепциями проведения лотерей выявил ранее не столь очевидные противоречия между спецтипографиями и организаторами. Задачи соблюдения печатниками лицензионных требований по их усмотрению и в их толковании в отдельных случаях стали не совпадать с потребностями лотерейного рынка.

Типография с лицензией на полиграфию уровня «Б» обязана ежеквартально представлять в ФНС отчеты и 6 образцов с описаниями по каждой партии изготовленных лотерейных билетов. Перестраховываясь от возможных и невозможных рисков, спецполиграфисты при согласовании изготовления лотерейных билетов и их макетов необоснованно пытаются присвоить себе несвойственные им функции контроля и надзора за проведением лотерей.

И это при том, что типография по ряду объективных причин не в состоянии иметь в штате на постоянной основе квалифицированного юриста по лотереям. Также ею, вероятно, забывается, что за нарушения при проведении лотереи рискует прежде всего сам организатор своим разрешением, а не типография своей лицензией.

Ниже рассмотрены основные аспекты, связанные с изготовлением лотерейных билетов, с позиции соблюдения законодательства, практики работы спецтипографий и приоритета интересов организаторов лотерей.

Чей макет необходим при получении разрешения

С разработкой проекта лотерейного билета организатор сталкивается сразу же при подготовке пакета документов для получения разрешения на проведение лотереи. В порядке п. 3 ч. 6 ст. 6 Закона о лотереях макет является обязательным приложением к заявлению о получении разрешения.

Возникает вопрос: обязательно ли в комплекте документов для регистрации лотереи представлять макет лотерейного билета, изготовленный спецтипографией, или достаточно картинки собственного дизайна организатора лотереи. К сожалению, Закон о лотереях, административный регламент исполнения госфункций по ведению реестра лотерей и приказы Минфина на этот вопрос прямо не отвечают.

Однако, на наш взгляд, макет лотерейного билета спецтипографии при получении разрешения на проведение лотереи обязателен. Практика это подтверждает. А юридические основания для такого вывода следующие.

В самом Законе о лотереях указано, что макет содержит описание способов защиты билета от подделки, а также нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков. Оговорка в Законе о представлении такого описания «при необходимости» является, на наш взгляд, неуместной, так как обязательное наличие способов защиты определяется уровнем «Б» без каких-либо вариантов. Т.е. отсутствие необходимости в защите от подделки в лотерейном билете в принципе невозможно.

Для идентификации выигрышных билетов спецтипографии зачастую (для бестиражных лотерей – обязательно) вводят дополнительный секретный код под защитный слой в окне «не стирать» или в виде невидимой глазу дополнительной нумерации. По идее, такие скрытые надписи, рисунки и знаки также должны быть описаны в макете.

Понятно, что вышеуказанное невозможно без активного участия типографии в изготовлении макета лотерейного билета. Но даже если все способы защиты и скрытые надписи согласно приказам Минфина будут описаны самим организатором лотереи в его макете, то возникает иное противоречие.

Согласно Положению о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции и торговле ею изготовление такой продукции - это законченный цикл от оригинал-макета до печати и отделки. Т.е. спецтипография обязана использовать при печати лотерейного билета только ею разработанный оригинал-макет.

Таким образом, имея в комплекте документов для регистрации лотереи макет, изготовленный не спецтипографией, организатор не может подтвердить, что именно по этому макету будет осуществлена печать лотерейных билетов. А представление недостоверных сведений в силу Закона о лотереях является одним из мотивов безусловного отказа в выдаче разрешения на проведение лотерей.

Хотя, следует отметить, что и сами лицензируемые типографии не спешат называть макет лотерейного билета, представляемый организатором при получении разрешения, оригинал-макетом. «Настоящий» макет дополнительно изготавливается ими уже непосредственно при заказе на печать тиража лотерейных билетов и после получения заказчиком разрешения на лотерею.

Поэтому делают различные оговорки на макете в виде «для представления в ФНС при получении разрешения на лотерею». Однако эти технические нюансы не дают основания представлять от организатора при регистрации лотереи произвольный макет, пускай и с обязательными реквизитами и описаниями.

Печать, тираж и стоимость

Согласно Реестру лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции и торговлю ею в России всего 24 типографии, обладающих лицензией уровня «Б» для изготовления лотерейных билетов. Многие из них печатью лотерейных билетов вообще не занимаются, некоторые изготавливают билеты только для одного вида лотерей по способу проведения (бестиражной или тиражной).

Эта оставшаяся полезная для организаторов лотерей часть спецтипографий в силу монополизированного положения и неразвитого российского лотерейного рынка неактивна с повышением своего технического оснащения. Бывает, что сложности возникают с минимальным и обязательным набором требований к элементам и способам защиты лотерейного билета в соответствии с минфиновскими приказами. О дополнительных уровнях защиты и способах идентификации (например, нанесение уникального штрих-кода для каждого билета и т.п.) в этих случаях говорить уже не приходится.

При заказе тиража лотерейных билетов организатору следует учесть, что разница в стоимости из расчета на один лотерейный билет между заказом в 100 000 шт. и, к примеру, 1 000 000 шт. может быть кратна в несколько раз. Срок производства лотерейных билетов составляет порядка 2-х недель с момента изготовления типографией оригинал-макета, так как специальное печатное оборудование обычно не в простое «на низком старте», а постоянно загружено и иными заказами.

Правовая природа лотерейного билета

Правовая природа лотерейного билета в настоящий момент многоаспектна и противоречива. Как минимум, она тройственна: в каких-то гражданско-правовых и административно-публичных отношениях лотерейный билет рассматривается как договор между участником и организатором лотереи, в некоторых - как продукция (товар), в других - как бланк строгой отчетности. Попробуем разобраться с этой ситуацией.

Для специализированной типографии лотерейный билет, естественно, является специфической продукцией (товаром). Для организатора лотереи и ее участников, по Закону о лотереях и мнению ФНС, лотерейный билет не является товаром, а лишь способом оформления отношений для участия в лотерее. Исходя из этого, к примеру, федеральные налоговики запрещают проведение стимулирующей лотереи в целях рекламы платной лотереи.

Однако, когда дело касается учета лотерейных билетов, то Минфин присваивает им статус бланков строгой отчетности и указывает учитывать на забалансовых счетах для таких бланков. Это закономерно, так как при распространении лотерейных билетов применение ККМ не требуется, а билет при этом действительно служит и бланком строгой отчетности для приема от участника лотерейной ставки.

Кто и что печатает в итоге

По причине неоднозначной правовой природы лотерейного билета между типографией и организатором при заказе изготовления билетов могут возникнуть сложности в согласовании. Например, в части того, имеет ли право организатор самостоятельно допечатывать какой-либо реквизит в лотерейный билет.

Последнее время все больше приобретает популярность лотерея типа «бинго» (западный аналог «русского лото», где при розыгрыше призового фонда вместо бочонков с номерами в мешке используются пронумерованные шары в лототроне). Такая лотерея проводится по клубной системе, когда распространение лотерейных билетов, розыгрыш призового фонда и выплата выигрышей происходят в один день в закрытом помещении.

Организатору бинго-лотереи было бы оптимально перед распространением лотерейных билетов самому допечатывать в бланки билетов игровые комбинации, а также номер, дату и место проведения розыгрыша тиража. Это необходимо, чтобы не плодить после завершения очередного тиража нераспространенные лотерейные билеты, а также иметь к следующему розыгрышу билеты со всеми возможными игровыми комбинациями на них.

Для типографии такой вариант также выгоден и удобен. Допечатывать вышеобозначенные реквизиты ей приходится путем повторной печати при помощи струйного принтера. Коммуникация с организатором с целью получения от него программы генерации игровых комбинаций и согласования дополнительной информации является достаточно проблематичной. Подобная практика намного сложнее, чем напечатать универсальные бланки лотерейных билетов с защищенными пустыми сеткой в игровом поле и местом для формирования будущих реквизитов для всех тиражей лотереи типа «бинго».

Единого и окончательного мнения между организаторами, спецтипографиями и ФНС по поводу возможности манипуляций организатора с некоторыми реквизитами в лотерейном билете пока практикой не выработано. Некоторые типографии считают, что формирование любой информации в лотерейном билете самостоятельно организатором незаконно. Другие готовы отдать в его ведение только номер, дату и место проведения розыгрыша тиража, но никак не генерацию и печать игровой комбинации.

Доводы типографий, которые против самостоятельного вмешательства организатора в реквизиты лотерейного билета, следующие: печать бланков лотерейных билетов законодательством прямо не предусмотрена, а только ценных бумаг; изготовление лотерейных билетов - это единый законченный и лицензируемый процесс; типография должна иметь в своей базе все реквизиты для обеспечения процесса идентификации при проведении ею экспертизы выигрышных лотерейных билетов.

По нашему мнению, в силу того, что лотерейный билет является бланком строгой отчетности, на него распространяются нормы Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359.

Согласно п. 11 этого Положения допускается самостоятельное формирование бланков документов с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Таким образом, соблюдая все установленные и необходимые реквизиты для лотерейного билета и обеспечивая необходимый учет и хранение билетов организатор, по нашему мнению, вправе самостоятельно допечатывать часть обязательной информации в лотерейный билет: игровую комбинацию, номер, дату и место проведения розыгрыша тиража (в отдельных случаях и при дополнительной необходимости также и место реализации билета).

Ведь существуют концепции тиражных лотерей типа «5 из 36» или «6 из 49», где даже не организатор, а уже сам участник формирует игровую комбинацию, зачеркивая определенные цифры в числовой сетке игрового поля. При этом у спецтипографии нет никакой возможности идентифицировать и контролировать изготовление этой игровой комбинации на лотерейном билете,

Но самым оптимальным способом является не правовой спор с типографией, а фактическое включение в условия лотереи положения о возможности организатором впечатывать отдельные реквизиты лотерейного билета самостоятельно. В этом случае, ранее выдав разрешение на проведение лотереи, в дальнейшем ФНС не сможет переложить ответственность на организатора или спецполиграфистов в случае возникновения у контролирующего органа претензий к порядку изготовления лотерейных билетов.

Представляется целесообразным делать такую оговорку не в самих условиях лотереи, а в другом приложении к заявлению о выдаче разрешения на проведение лотереи, касающегося учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов. Также имеет смысл это положение законодательно обосновать и указать на соблюдение организатором всех установленных формальностей, связанных с его самостоятельным автоматизированным формированием некоторых реквизитов лотерейного билета как в бланке строгой отчетности.

Доверяй, но проверяй

Доверять ли полностью мнению и профессионализму типографии при изготовлении лотерейного билета и его макета? Практика показывает, что полностью – не стоит. По большому счету, спецтипографию волнуют лишь ее технические возможности по изготовлению партии лотерейных билета и перестраховка от собственных рисков. Порой, как было уже отмечено, это идет вразрез с задачами организатора.

На стадии изготовления макета для получения разрешения на проведение лотереи причина относительной «прохладности» и невнимательности спецтипографии объясняется тем, что для нее потенциальный организатор лотереи не является гарантированным заказчиком тиража лотерейных билетов на печать в будущем.

Одни организаторы во многих случаях разрешение так и не получают или получают слишком долго и не с первого раза. А некоторые другие после получения разрешения на лотерею обращаются для печати лотерейных билетов в итоге в другие спецтипографии.

У каждой типографии есть свои придумки, как соблюсти минимальные обязательные лицензионные требования и пожелания заказчика. Но вряд ли, например, организатора устроит штрих-код на лотерейном билете, выполненный в виде элемента дизайна офсетным способом печати на всю серию. Понятно, что при этом не будет выполняться его функция по уникальной идентификации каждого лотерейного билета.

Не стоит надеяться и на особую грамотность редактора и корректора текстов в спецтипографии (если они там вообще окажутся). Что касается дизайна лотерейного билета, то также имеет смысл продумать его заранее, так как не исключен вариант необходимости поиска какой-либо картинки на оборотную сторону (лицевой считается сторона с обязательными реквизитами и игровой комбинацией) по просьбе менеджера типографии.

Скорее всего придется напомнить спецтипографии и о необходимости предоставления дополнительной памятки по идентификации выигрышных лотерейных билетов. Отговорки, что «все равно все выигрышные билеты потом приносятся организатором на экспертизу в типографию» не соответствуют действительности.

Во-первых, не все, а только по крупным выигрышам, по которым сам организатор установит порядок идентификации с привлечением изготовителя лотерейных билетов. Во-вторых, при проведении лотереи типа клубного «бинго» экспертиза типографии зачастую вообще не нужна. А, в-третьих, эта отговорка нисколько не облегчает участи организатора по заполнению приложения к заявлению о выдаче разрешения «Правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша».

К сведению: См. также «Маркетинговый мониторинг всех типографий России, имеющих право изготавливать лотерейные билеты».


АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x