Минюст зарегистрировал Административный регламент ФНС по надзору за проведением всероссийских лотерей и целевым использованием выручки

Приказ Минфина России от 11.01.2013 N 4н 
«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением всероссийских лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения всероссийских лотерей­». Зарегистрирован в Минюсте России 11.06.2013 за № 28782.

Регламентирован порядок осуществления ФНС России федерального государственного надзора за проведением всероссийских лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения всероссийских лотерей

Предметом надзора являются соблюдение организаторами лотереи требований Федерального закона «О лотереях» и иных нормативно-правовых актов РФ в области организации и проведения лотерей.

Определены состав, сроки и последовательность административных действий должностных лиц ФНС России при выполнении данной функции. Установлены полномочия должностных лиц ФНС России при проведении проверок, осуществляемых в рамках такого надзора, а также права и обязанности субъектов таких проверок.

Определено, что общий срок проведения плановой и внеплановой документарной (выездной) проверки в отношении организатора лотереи не может превышать 60 рабочих дней.

Источник: КонсультантПлюс. Федеральное законодательство ежедневно. Выпуск от 19.06.2013 г.

 
С учетом последних законодательных тенденций в области лотерей кажется невероятным, но это произошло! Минфин в разрез официальному мнению Правительства РФ, исключил из финальной версии Административного регламента по госнадзору за всероссийскими лотереями нормы, касающиеся надзора за проведением всероссийских стимулирующих лотерей.

В Положении о государственном надзоре за проведением всероссийских лотерей, утвержденном Постановлением от 11.09.2012 г. № 913 и вступившем в силу с 25.09.2012 г., российское правительство в п. 5 указало, что госнадзор в лице ФНС России осуществляется и в отношении всероссийских стимулирующих лотерей, и по его результатам федеральное налоговое ведомство может обращаться в суд с заявлением об отзыве выданного разрешения на проведение всероссийской стимулирующей лотереи и выносить решение о приостановлении такого разрешения (абз.абз. 5 и 6 п. 7 Положения).

Юридическая нелепость этих правительственных норм была очевидна. Во-первых, при организации стимулирующей лотереи никакого разрешения не выдается, но лишь по заявлению организатора предоставляется выписка из реестра, которую можно и не запрашивать, так как для стимулирующих лотерей предусмотрен, хотя и условный на практике, но все же формально уведомительный порядок их регистрации. Во-вторых, уже с 01.08.2011 г. начала действовать новая редакция ст. 21 Закона о лотереях, введенная в действие Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ об изменениях в законодательство по вопросам госнадзора и муниципального контроля.

Исходя из положений новой статьи лотерейного закона о государственном надзоре, в принципе невозможно провести ежегодную плановую проверку стимулирующей лотереи, потому что такая проверка назначается по истечении года со дня выдачи разрешения на проведение лотереи (п. 1 ч. 5 ст. 21 Закона о лотереях). Но, как было сказано, для стимулирующих лотерей не существует никакого разрешения, а максимальный срок их проведения ограничен двенадцатью месяцами (ч. 4 ст. 7 Закона о лотереях).

Следует отметить, что и раньше - и в первой, и во всех последующих редакциях - Закон о лотереях не содержал никаких норм прямого действия о возможности отзыва права на проведение и приостановления стимулирующей лотереи, а одиозный и ныне уже недействующий приказ Минфина РФ 09.08.2004 г. № 66н противоречил федеральному законодательству. Но его почему-то активно использовали российские арбитражные суды и даже выносили решения об отзыве действия всероссийских стимулирующих лотерей, хотя такие случаи и были единичны.

Здесь, кстати, хотелось бы обратить внимание юристов, занимающихся только стимулирующими лотереями, на вредность смешивания в условиях всероссийских стимулирующих лотерей понятий «негосударственная лотерея» и «стимулирующая лотерея», что некоторые используют в пункте 2 условий наряду с перечислением всех иных возможных видов лотереи (по технологии проведения, способу формирования призового фонда и т.д.).

Вероятно, указание лишних характеристик делается ими для придания документу неких официальной весомости и видимой солидности по примеру условий негосударственной лотереи, где действительно нормативно необходимо указывать вид лотереи по всем возможным видовым критериям лотерейного закона (п. 2 ч. 2 ст. 8 и ст. 3).

Однако для стимулирующих лотерей в аналогичной части условий требуется описание только способа и территории  проведения (п. 2 ч. 2 ст. 9). И ранее мы уже отмечали, что законодатель, Минфин России и ФНС России, используют прилагательное «негосударственная» исключительно в отношении платных негосударственных лотерей, несмотря на то что по статусу организатора стимулирующая лотерея также относится к виду негосударственных.

Так уж сложилось исторически в лотерейных понятийном аппарате и типологии и вносить какие-то дополнительные дефиниции не имеет никаких доктринального или практического смысла. В противном случае таким специалистам надо продолжить последствия своей слишком подробной классификации не только до необходимости проведения и публикации ежегодной аудиторской проверки организаторов стимулирующих лотерей и обнародования годового отчета об их проведении, но и логически распространить на возможность государственного надзора за проведением всероссийских стимулирующих лотерей.

Не знаем наверняка, внесли ли мы какую-то лепту в устранение противоречия из системы правовых норм о госнадзоре за лотереями. Возможно работавшие над Административным регламентом юристы знакомились с нашими комментариями, что вполне вероятно, так как никаких иных экспертных мнений на этот счет в открытых источниках не существовало, возможно составители сами решили убрать очевидно неправомерные положения из проекта Административного регламента при формировании его в окончательной редакции.

Напомним лишь о том, что ранее мы неоднократно и последовательно высказывали свою позицию о незаконности проверок проведения, приостановлений проведения и отзывов права на проведение всероссийских стимулирующих лотерей в новостях в разделе «Новости отрасли» по поводу:

- вступления в силу Приказа Минфина России от 26.04.2012 г. № 53н, где высказали одобрение упразднению в нем незаконных положений Приказа Минфина РФ от 09.08.2004 г. и Приложения № 4 к нему, а также осуждение несоответствию Закону о лотереях проекта Административного регламента по госнадзору за проведением всероссийских лотерей и целевым использованием выручки:

https://www.lotorus.ru/novosti/novosti_otrasli/?post_id=456#5;

- вступления в силу нового Административного регламента по ведению госреестров лотерей, где указывали о неправомерности его п. 24, пп. «в» п. 31 и п.п. 53 и 54 и нашем намерении обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании этого регламента недействующим в части положений, допускающих возможность отзыва и приостановления всероссийских стимулирующих лотерей:

https://www.lotorus.ru/novosti/novosti_otrasli/?post_id=474#1;

- утверждения Положения о госнадзоре за проведением всероссийских лотерей, где недоумевали от нормативного произвола Правительства РФ по расширению сферы действия Закона о лотереях в части надзора за проведением всероссийских стимулирующих лотерей: 

https://www.lotorus.ru/novosti/novosti_otrasli/?post_id=496#1.

Стоит подчеркнуть, что если теперь не существует законных оснований и регламента для плановых и внеплановых проверок проведения всероссийских стимулирующих лотерей и возможности их приостановления и отзыва права на их проведение по результатам таких проверок, то это вовсе не означает, что воцарила полная анархия в сфере организации и проведения стимулирующих лотерей.

Например, регистрация стимулирующей лотереи относится к мероприятиям по ее организации, а не проведению (п. 7 ст. 2 Закона о лотереях), поэтому функции ФНС России по контролю на стадии получения организаторами права на проведение стимулирующей лотереи, для исполнения которых существует свой отдельный Административный регламент о рассмотрении уведомлений, остаются неизменными.

Никто также не отменял полномочий налоговиков по возбуждению административных дел по нарушениям, предусмотренным ч.ч. 1 и 3 ст. 14.27 КоАП РФ, и наложению штрафов до 500 000 рублей на организаторов, которые проводят стимулирующей лотереи без их регистрации, и до 100 000 рублей при невыплате либо несвоевременной выплате выигрышей победителям.

В заключении добавим, что несмотря на грозное указание в названии нового Регламента о надзоре за целевым использованием выручки, в самом тексте документа методология его проверок ни разу не упоминается. Представляется, что если организатор всероссийской негосударственной лотереи своевременно перечислил необходимые денежные средства в некоммерческую организацию, заявленную в условиях получателем целевых отчислений, то у ФНС России, как и раньше, нет оснований предъявить претензии устроителю лотереи, если сама НКО использует деньги нецелевым образом.

На практике подобный вопрос решается проверкой налоговиками деятельности уже НКО на предмет финансирования ею из перечисленных организатором целевых отчислений конкретных социально значимых объектов и мероприятий, заявленных в условиях лотерей. При выявлении нарушений мытари могут доначислить налог на прибыль, признав полученные и затем нецелевым образом потраченные НКО средства ее внереализационным доходом, а также направить сведения в Минюст для решения последним вопроса о приостановлении ее деятельности.

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x