Отличие стимулирующей лотереи от стимулирующего мероприятия
Представляем сравнительный комплексный анализ рекламных акций в виде стимулирующей лотереи и прочего стимулирующего мероприятия - игры, конкурса, викторины и иного подобного мероприятия («стимулирующего заменителя»). Согласно ст. 9 Закона о рекламе стимулирующее мероприятие используется как родовое понятие в широком смысле, включающее в себя и один из его видов – стимулирующую лотерею. На практике же термин «стимулирующее мероприятие» используется в узком смысле, т.е. как рекламная акции, проводимая не в виде стимулирующей лотереи и противопоставляющаяся ей в части отсутствия необходимости регистрации.
В сравнительном анализе определение стимулирующего мероприятия используется в узком смысле и в формате, где участнику необходимо приобретать рекламируемые товар или услугу для участия в нем. Акции, где отсутствует обязанность что-то покупать, остались за рамками внимания, так как являются имиджевыми и не оказывают немедленного влияния на сбыт. Также следует учитывать, что в приведенных отличительных характеристиках основной акцент сделан прежде всего на сравнение соблюдения прав и законных интересов участников.
| 
					№ п/п | 
					Критерий для сравнения | 
					Стимулирующая лотерея | 
					Стимулирующее мероприятие не в виде лотереи (стимулирующий заменитель) | |
|---|---|---|---|---|
| 1. | Нормативное регулирование (федеральные законы) | |||
| 1.1. | Регулирует | Не регулирует | ||
| 1.2. | Регулирует | Не регулирует | ||
| 1.3. | Регулирует | Регулирует | ||
| 1.4. | Закон о персональных данных | |||
| 1.5. | Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма | Не регулирует | ||
| 1.6. | Закон о защите прав потребителей | Не регулирует | Не регулирует | |
| 2. | Субъектный состав | |||
| 2.1. | Организатор | Только юридическое лицо, зарегистрированное и имеющее местонахождение на территории РФ | Любой субъект предпринимательской деятельности любой юрисдикции | |
| 2.2. | Участники | 
					Нет ограничений, категорий товаров: например, табака и алкоголя | ||
| 3. | Государственный контроль | |||
| 3.1. | Федеральная налоговая служба России/ИФНС (уполномоченный орган) | Контроль в части необходимости регистрации, отсутствия у организатора задолженности по налогам и сборам, соблюдения законодательства в условиях и при проведении розыгрыша, отчетности о проведении | Не контролирует | |
| 3.2. | Росфинмониторинг | Контроль в части необходимости постановки на учет организатора и разработки правил внутреннего контроля, наличия специального должностного лица, прошедшего целевой инструктаж, подлежаших контролю и сомнительных сделок | Не контролирует | |
| 3.3. | Федеральная антимонопольная служба России | |||
| 3.4. | Роскомнадзор | |||
| 3.5. | Роспотребнадзор | Не контролирует | Не контролирует | |
| 4. | Правовая природа и характер взаимоотношений организатора и участников | |||
| 4.1. | Игровой характер | Да | 
					Не только игровой, | |
| 4.2. | Заключение договора со всеми вытекающими правами и обязанностями сторон | Обязательно | 
					Не обязательно, | |
| 4.3. | Способ заключения договора на участие | Присоединение к условиям, совершение участником определенных действий согласно условиям | По усмотрению организатора и если им предусмотрено в правилах участие на основании договора | |
| 5. | Права участников, обеспеченные законом и судебной защитой | |||
| 5.1. | Требовать документального подтверждения государственной регистрации | Отсутствует | ||
| 5.2. | Требовать выплаты, передачи или предоставления выигрыша при признании участника победителем согласно условиям (правилам) | Да | 
					Отстствует | |
| 5.3. | Получать информацию | Да, | Да, | |
| 5.4. | Получать дополнительную информацию, в т. ч. ознакомление с полными условиями (правилами) | Да | Отсутствует | |
| 5.5. | Иные права, которые корреспондируются с обязанностями организатора | Да | 
					Отсутствуют | |
| 6. | Законодательные обязанности организатора в целях защиты прав участников | |||
| 6.1. | Проводить только способами, установленными в законодательстве | Да, способами согласно Закону о лотереях (тиражным, бестиражным или комбинированным) | Отсутствует, любыми способами, прямо не запрещенными законодательством | |
| 6.2. | Отражать в условиях (правилах) информацию для участников согласно законодательству | Да, наличие обязательных положений, структуры, терминологии и содержания согласно Закону о лотереях | Отсутствует | |
| 6.3. | Не изменять условий (правил) в ходе проведения | Отсутствует | ||
| 6.4. | Направлять оферту участникам только после проверки и одобрения условий (правил) ФНС России (уполномоченным органом) на соответствие законодательству при регистрации | На практике обычно - да, так как существует риск получения запрета проведения при рассмотрении документов ФНС, и все СМИ требуют выписку о регистрации при размещении у них рекламы о стимулирующей лотерее, а также по причине размещения оферты на упаковках товара и/или скрет-картах, что можно рассматривать как распространение заменителей лотерейных билетов, возможное лишь в сроки проведения стимулирующей лотереи, формально по Закону о лотереях - право на проведение наступает и, соответственно, позволяет направлять предложение об участии в виде рекламы или информации сразу после представления документов в ФНС, если в предложении указаны сроки начала стимулирующей лотереи и акцепта участником оферты организатора, чтобы момент заключения договора на участие в стимулирующей лотерее состоялся в пределах срока проведения | Отсутствует | |
| 6.5. | Сопровождать оферту участникам как предложение об участии изложением условий (правил) | Да | Отсутствует | |
| 6.6. | Предоставлять достоверную информацию в рекламе в составе и объеме согласно Закону о рекламе | Да | Да | |
| 6.7. | Не разглашать персональные данные участников без их согласия | Да | Да | |
| 6.8. | Сформировать призовой фонд до проведения розыгрыша | 
					Да | Отсутствует | |
| 6.9. | Не обременять призовой фонд какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками по выплате, передаче или предоставлению выигрышей, а также не использовать средства призового фонда иначе, чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей | Да | Отсутствует | |
| 6.10. | Сформировать тиражную комиссию для проведения розыгрыша и проводить розыгрыш при участии тиражной комиссии | 
					Да | Отсутствует | |
| 6.11. | Хранить протоколы тиражной комиссии в течение 5 лет | Да (для тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей) | Отсутствует | |
| 6.12. | Не применять процедуры и алгоритмы, позволяющие предопределить результаты розыгрыша до начала розыгрыша | Да | Отсутствует | |
| 6.13. | Разыграть весь призовой фонд полностью | Да (для тиражный и комбинированных стимулирующих лотерей) | Отсутствует | |
| 6.14. | Завершить розыгрыш в отношении участников, с кем уже заключен договор, в случае досрочного прекращения | Да | Отсутствует | |
| 6.15. | 
					Да | Отсутствует | ||
| 6.16. | Выплатить, передать или предоставить выигрыши победителям и совершить иные действий в отношении участников в случае досрочного прекращения | Да | Отсутствует | |
| 6.17. | Завершить проведение и выполнить свои обязательства, в том числе выплатить, передать или предоставить выигрыши победителям и совершить иные действия в отношении участников, в случае приостановления контролирующими органами | Да | Отсутствует | |
| 7. | Дополнительные нормы для защиты прав участников | |||
| 7.1. | Вовлечение в участие обманом, насилием или угрозой | Запрещено | Запрещено | |
| 7.2 | Запрет обращения третьими лицами и государственными органами взыскания на призовой фонд по иным обязательствам организатора (перед третьими лицами и госорганами) | Да | Отсутствует | |
| 7.3. | Контроль за розыгрышем | ФНС России/ИФНС (уполномоченный орган) имеет право направлять своих представителей в тиражную комиссию (для тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей) | Отсутствует | |
| 8. | Административная ответственность организатора за нарушения прав участников | |||
| 8.1. | Проведение без проверки и одобрения ФНС России (уполномоченным органом) условий (правил) на соответствие законодательству | 
					Проведение без направления уведомления (на практике без регистрации, при которой проверяются условия на соблюдение законодательства) в ФНС России (уполномоченный орган) влечет наложение штрафа: на граждан – | Отсутствует | |
| 8.2. | За грубые и неоднократные нарушения | Приостановление проведения уполномоченным органом с одновременным обращением в суд с иском об отзыве действия стимулирующей лотереи | Отсутствует | |
| 8.3. | За невыплату, непередачу или непредоставление выигрышей победителям или нарушение сроков выплаты, передачи или предоставления выигрышей | 
					Отказ или нарушение сроков при выплате/передаче выигрыша согласно условиям влечет наложение административного штрафа: на руководителей – | Отсутствует | |
| 8.4. | За недостоверную рекламу и отсутствие в рекламе обязательной информации и/или источника информации | 
					Нарушение организатором в качестве рекламодателя п. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 2 000 до | 
					Нарушение организатором в | |
| 8.5. | За нарушение законодательства о защите персональных данных | 
					Нарушение организатором в качестве оператора ПДн законодательства о защите  ПДн влечет наложение штрафа: на граждан – от 100 до 1 000 рублей: на руководителей – от 300 | 
					Нарушение организатором в | |
| 9. | Возможности участников для обжалования действий организатора | |||
| 9.1. | Обращение в суд в случае невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша победителю или задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша | Да | 
					Отсутствует | |
| 9.2. | Обращение в суд при вовлечении (понуждении) в участие обманом, насилием или угрозой | Да | Да | |
| 9.3. | Обращение в суд при невыполнении организатором своих иных обязанностей | Да | Отсутствует | |
| 9.4. | Обжалование в ФНС России (уполномоченный орган) невыполнения организатором своих обязанностей и нарушений прав участников | Да | Отсутствует | |
| 9.5. | Обжалование нарушений при проведении в иные контролирующие госорганы | ФАС России, Роскомнадзор по нарушениям Законов о рекламе и защите персональных данных участников | ФАС России, Роскомнадзор по нарушениям Законов о рекламе и защите персональных данных участников | |
| 10. | Рекламная привлекательность для участников и эффективность | |||
| 10.1. | Использование слово «лотерея» в наименовании | Разрешено | Запрещено | |
| 10.2. | Обязательно | Запрещено | ||
| 10.3. | Читабельность и рекламная привлекательность | Понятность и привычность | Чрезмерная простота или неоправданное усложнение (в целях избежания регистрации как стимулирующей лотереи или оправдания креатива рекламного агентства и/или работы юристов-специалистов договорного права) | |
| 10.4. | Да | 
					Отсутствует | ||
| 10.5. | Воздействие на «азартные» и «корыстные» инстинкты участников | Умерено и привычно, законодательно регулируемо и контролируемо государством | Не ограничено и не контролируемо | |
Выводы и практические советы:
Исходя из сравнительного анализа, можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день организация и проведение стимулирующих мероприятий не в виде стимулирующих лотерей находятся практически вне официального правового поля и почти в полном произволе организатора, а права и интересы их участников не обеспечены не только судебной, но и вообще юрисдикционной защитой каким-либо государственным органом исполнительной власти с соответствующими компетенцией и полномочиями, в который потребители могли бы обратиться с жалобой.
Такая ассиметричность, когда исполнение обязательств в двусторонних отношениях организатора и участника целиком зависит только от добросовестности первого, вызвана двумя основными причинами. Во-первых, тем, что стимулирующее мероприятие проводится бесплатно для покупателя товара или услуги и является для него, по сути, подарочным развлечением и к том же еще с материальным выигрышем. Во-вторых, игровым характером большинства подобных мероприятий и чрезвычайным разнообразием их видов, за которыми не успевает позитивное право и предпочитает общую презумпцию отказа в судебной защите участникам различного рода игр, а власть, судя по всему, не хочет вмешиваться как регулятор в область безвозмездных рекламных акций в формате дополнительных бонусов к покупке.
	Нормативное регулирование организации и проведения стимулирующих лотерей в Законе о лотереях, общие требования к рекламе стимулирующих мероприятий и стимулирующих лотерей в Законе о рекламе и защита персональных данных участников в Законе о персональных данных, вероятно, представляются государству достаточными. Хотя инициатива Минфина передать регулирование стимулирующих мероприятий и стимулирующих лотерей Закону о защите прав потребителей имела место быть в совсем недавнем прошлом при разработке одного из проектов нового Закона о лотереях.
	
	Попытки многих практикующих юристов и рекламных специалистов буквально толковать стимулирующие мероприятия в нормах 15-летней давности о публичном конкурсе и публичном обещании награды из гл.гл. 56, 57 ГК РФ или нащупать там хоть какую-то почву и внятные рамки для системного правового подхода по аналогиям закона или права не увенчались успехом в силу разности сути, целей и правовой природы взаимоотношений: общественно-полезная цель публичного конкурса никак не включает в себя рекламную задачу прямого стимулирования увеличения сбыта конкретного товара или услуги, а ожидание однократного уникального действия, после которого все иные подобные действия уже не поощряются публично-обещанной наградой, к сожалению, не совпадает с необходимостью привлечения как можно большего числа покупателей, т.е. их массовой однотипной и многократной потребительской активностью.
На текущий момент права участников и обязанности организатора, указываемые в правилах проведения стимулирующих мероприятий и выходящие за рамки, отраженные в настоящем комплексном анализе, являются не более чем декларацией (если не сказать, что в отдельных случаях откровенной профанацией), не обязательной к исполнению организатором и не гарантированной для участников никакими материальными, процессуальными либо процедурными нормативными рычагами влияния.
Уровень контроля со стороны государства за организацией и проведением стимулирующих мероприятий минимален, а какая-либо ответственность организатора за невыполнение правил проведения, по сути, не предусмотрена. У победителя не обеспечено законом даже его основное право в виде требования о получении выигрыша. Поэтому охраняемые права участников на достоверную информацию в рекламе стимулирующего мероприятия или указание на ее источник и на соблюдение конфиденциальности по отношению к их персональным данным в связи с этим в общем теряют какую-либо значимую роль и вряд ли могут рассматриваться в качестве какой-то существенной панацеи.
Таким образом, большинство многостраничных правил проведения стимулирующих мероприятий табачных брендов, банков, операторов сотовой связи и многих других крупных компаний, написанные специалистами в области договорного права в официально-нейтральном стиле с использованием договорной юридической техники с соответствующими специфическими структурой, логикой, отсылочными пунктами, терминологией, неизбежными профессиональными тавтологией и «словами-паразитами» с отражением псевдо-прав участников и квази-обязанностей организатора выглядят не только неуместно, так как в основном являются утомительными, нечитабельными и рекламно-непривлекательными для массового участника с маркетинговой точки зрения, но и ничем необоснованным «официозом» (кроме разве стиля составляющего их юриста, не имеющего кругозора и навыков для подготовки иных текстов) вводят в заблуждение такого участника по поводу якобы нормативно-правового обеспечения охраны его прав и законных интересов.
За исключением, конечно, того случая, когда организатор сам указывает в публичной оферте о проведении стимулирующего мероприятия на основании договора с участником и соблюдает при этом в оферте и правилах правововую природу и все существенные условия такого договора (в том числе смешанного договора либо предусмотренного сторонами и не противоречащего законодательству) для признания его заключенным, что на практике встречается крайне редко, так как влечет реальные и установленные уже официальным обязательственным правом обязанности организатора и охраняемые судом права участников, а также существенно ограничивает организатора в разнообразии выбора при разроботке механики проведения мероприятия.
К сведению: См. также «Стимулирующие мероприятия: конфликт закона и рекламы» и «Информация на упаковке товара о стимулирующей лотерее не является ее рекламой».
