Организаторам лотерей теперь не надо согласовывать ПВК в Росфинмониторинге, постановка на учет и разработка ПВК сохраняются, размеры штрафов увеличены

 
Согласно вступившим в силу 21.11.2011 г. изменениям в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», внесенным Федеральным законом от 08.11.2011 N 308-ФЗ, исключена процедура согласования правил внутреннего контроля (ПВК) организаторами лотерей и стимулирующих лотерей с ФСФМ России, при сохранении обязанности их разработки и утверждения самими организаторами.

ПВК должны быть приведены в соответствие с действующей редакцией ФЗ-115. В частности, срок документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений по подлежащим контролю операциям увеличился до 3-х рабочих дней со дня проведения операции по сравнению со следующим рабочим днем, указанным ранее. Имеется еще ряд изменений в отношении уточнения понятий, квалификационных требований к специальному должностному лицу и т.д.

Новеллы коснулись также и Кодекса об административных правонарушениях РФ. Из ст. 15. 27 исключена норма об ответственности в виде штрафа на руководителя от 10 000 до 15 000 рублей и на организацию от 20 000 до 50 000 рублей за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в Росфинмониторинге. Напомним, что такое заявление и раньше, и сейчас необходимо представлять не позднее месяца с момента государственной регистрации юридического лица.

Однако это не означает, что вставать на учет больше нет практической необходимости. Теперь, по разъяснениям на консультациях самого Росфинмониторинга, если госорган при проверке организатора лотереи или стимулирующей лотереи выявит непостановку на учет, не повлекшую иные нарушения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, то на него может быть наложен штраф уже в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а на его должностное лицо – от 10 000 до 30 000 рублей.

Хотя, на наш взгляд, буквальное толкование новой ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ вместе с терминами «организация внутреннего контроля» и «осуществление внутреннего контроля» из измененной ст. 3 ФЗ-115 позволяет иметь небезосновательную позицию, что за нарушение сроков постановки на учет и за непостановку на учет ответственность по ст. 15.27 вообще упразднена и может быть квалифицирована лишь по составу ст. 19.7 КоАП РФ (непредоставление или несвоевременное предоставление сведений (информации) в государственный орган).

А это уже совсем другие размеры штрафов: на руководителя - от 100 до 300 рублей и на юридическое лицо - от 3 000 до 5 000 рублей, что, по нашему мнению, является более соразмерным нарушению и соответствует общему конституционному принципу наложения административных санкций - прямому буквальному и недвусмысленному указанию состава правонарушения в федеральном законе и запрету субъективного толкования или применения какой-либо аналогии при его квалификации.

Сейчас при прочтении ФЗ-115 очевидно, что продекларированная в п. 9 ст. 7 обязанность организатора по постановке на учет не входит в определение понятий "организация внутреннего контроля" и "осуществление внутреннего контроля" согласно абз.абз. 9 и 10 ст. 3. И правовые нормы, имеющие только диспозицию и гипотезу при отсутствии прямой санкции за их невыполнение, вообщем-то, не редкость в нашем законодательстве.

Тем более, дефиниции организации и осуществления внутреннего контроля изменились лишь в части исключения из них указания о необходимости соблюдения программ внутреннего контроля как излишнего (достаточно требования по разработке и соблюдению ПВК, в которых эти программы отражаются), речи о постановке на учет в Росфинмониторинге в них не было и раньше. И именно поэтому требовалась в Административном Кодексе отдельная норма с прописанным составом и ответственностью за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет.

Как будет реализовываться новая редакция ст. 15.27 КоАП РФ – покажет правоприменение. Росфинмониторинг и судебная система уже не раз демонстрировали, что именно их субъективная интерпретация закона и есть единственно правильная. Например, в относительно недавнем прошлом нелепое мнение Росфинмониторинга о том, что организаторы стимулирующих лотерей - неазартных игр, не основанных на риске, к тому же рекламного характера и не являющихся самостоятельным видом предпринимательской деятельности, должны вставать на учет, разрабатывать и согласовывать ПВК и соблюдать иные требования законодательства о противодействии легализации преступных доходов, было в итоге подтверждено судебной практикой.

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x