Сертификация лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий по присвоению им Знаков доверия Ассоциации защиты прав участников

Ассоциация защиты прав и законных интересов участников лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий (Ассоциация) осуществляет добровольную сертификацию условий лотерей, стимулирующих лотерей и правил стимулирующих мероприятий с присвоением им соответствующих Знаков доверия.
 

Знаки доверия в зависимости от категории «БРОНЗОВЫЙ», «СЕРЕБРЯНЫЙ» или «ЗОЛОТОЙ» свидетельствуют, что в условиях или правилах соблюдены согласно категории Знака доверия критерии защиты прав и законных интересов участников, а также о надежности организатора, обеспечении им справедливого и честного розыгрыша и иных аспектов законности и добросовестной практики.

Очевидно, что государство год от года все больше самоустраняется от регулирования и контролирования сферы лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий с позиции интересов их участников, оставляя граждан один на один с произволом организаторов. Об этом свидетельствуют все значимые законодательные инициативы последних лет, практика федеральных государственных контролирующих органов и их официальные толкования и разъяснения.

В частности, введение в 2014 г. по сути безнадзорной госмонополии на платные лотереи и уничтожение охранявших участников целое десятилетие от вольных усмотрений организаторов понятия и правового института «стимулирующая лотерея» и совсем недавние письма ФАС России о рекламе стимулирующих мероприятий показывают, что законодатель и правоприменитель мало озабочены правами и интересами простого обывателя как потребителя лотерейных игр или целевого субъекта игрового маркетинга, стимулирующего приобретение товаров и услуг.

Что невозможно запретить вообще или узурпировать, перенаправив денежные потоки, то стирается с горизонта официального нормативного поля и загоняется в область натурального и интуитивного права: разбирайтесь мол сами между собой, раз играете в свое удовольствие или ради корысти одного и азарта другого и не создаете ничего общественно полезного.

В результате у участников остается мизерный набор прав, а большая часть их естественых интересов не обеспечивается никакой юрисдикционной охраной. Напомним, что согласно ст.ст. 1062 и 1063 ГК РФ требования граждан, принявших участие в играх (лотереях, стимулирующих лотереях и стимулирующих мероприятиях игрового характера) не подлежат судебной защите, за исключением:

  • для всех видов - требований участников, принявших участие в играх под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором;
  • для лотерей и стимулирующих лотерей - требований победителя выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора, и дополнительные ограниченные права, предоставляемые Законом о лотереях.

Так как бесплатные стимулирующие мероприятия игрового характера не относятся к играм, проводимым на основании выданного государственного разрешения, а являются рекламными акциями, то на их победителей не распространяются даже положения о судебной защите их права на получение выигрыша (См. пример: Аппеляционное определение Московского городского суда от 24.04.2013 г. по Делу № 11-16959, подтвердившее обоснованность неприменения к отношениям из рекламной акции норм ст. 1055 о публичном обещании награды и ст. 1063 ГК РФ).

Также в области лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий нет никакого аналога общества защиты прав потребителей, а сам Закон о защите прав потребителей не регулирует указанные виды деятельности и мероприятия, так как не считает их услугой в полном правовом смысле этого понятия.

И попытки таких обществ встать на сторону участников лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий не приносят желаемого результата: в своей аргументации им приходится руководствоваться не привычными для них формулировками потребительской охраны, а положениями специальных законов, в сфере действия которых они не имеют никаких полномочий и компетенции, либо сталкиваться с отсутствием вообще какого-либо правового регулирования.

Положение потребителя товаров и услуг кардинально отличается от статуса участника лотереи, стимулирующей лотереи и стимулируюшего мероприятия. Если в первом случае закон стоит на стороне покупателей, которые научились им пользоваться вплоть до «потребительского экстремизма» и сутяжничества, то вторым в большинстве случаев, к сожалению, приходится помалкивать, уповая на порядочность организаторов либо негодуя от их недобросовестности.

А произвол в отношении прав участников позволяют себе многие организаторы независимо от своего статуса. В частности, крупнейшие операторы сотовой связи, проводя стимулирующие лотереи и стимулирующие мероприятия с платными SMS-сообщениями, для участия в которых необходимо якобы приобрести никому ненужный веб-контент, не стесняются говорить публично в СМИ о том, что проводят эти лотереи и мероприятия исключительно с целью заработка на SMS-отправлениях.

Они при планировании псевдо-стимулирующих лотерей и мероприятий заранее допускают в качестве незначительных репутационных и финансовых издержек определенный процент возмущенных рекламаций от абонентов и оплату штрафа за рассылку в адрес участников ненадлежащей рекламы и дополнительных вопросов квази-викторин (см. результаты 7-го опроса в разделе «Опросы» ).
                                                                                
Некоторые международные транcнациональные корпорации в своем «правовом нигилизме» из-за бесконтрольности со стороны государства в области проведения стимулирующих мероприятий в части защиты прав и интересов их участников также недалеко ушли от федеральных операторов сотовой связи.

Не может не настораживать тенденция: чем крупнее компания, тем меньше ее волнуют имиджевая сторона и претензии небольшого активного числа потребителей-участников в сравнении с возможностью побочного и кратного увеличения своего заработка и уходом при этом от какой-либо ответственности.

В такой ситуации общественный контроль граждан и юридических лиц с помощью их специализированной некоммерческой организации по соблюдению организаторами прав и законных интересов участников при организации и проведении лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий становится действенным основанием для повышения к ним доверия участников, которое и определяет в итоге его производные, необходимые организаторам, – рекламную привлекательность, массовость и результативность их лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий.

Не менее важным для организаторов будет являться также факт подтверждения законности правил стимулирующего мероприятия перед контролирующими органами независимой компетентной экспертизой отраслевой некоммерческой организации, не извлекающей прибыли из своей деятельности по проведению сертификации, и, таким образом, не заинтересованной в каком-либо субъективном толковании законодательства исключительно в интересах организаторов.

Знак доверия «ПРОВЕРЕНО! – ПО ЗАКОНУ!» категории «БРОНЗОВЫЙ»

   

свидетельствует, что:

  • условия лотереи (УЛ), условия стимулирующей лотереи (УСЛ) или правила стимулирующего мероприятия (ПСМ) и их реклама (макеты и тексты) прошли экспертизу в Ассоциации и приведены в соответствие с заключением такой экспертизы либо разработаны и оформлены Членом Ассоциации (аккредитованным либо постоянным);
  • при разночтении (разном толковании) Ассоциацией и организатором отдельных положений УЛ, УСЛ и ПСМ и их рекламы найден разумный компромисс, при котором права и законные интересы участников не нарушаются либо организатором предложен дополнительный компенсирующий набор прав и законных интересов участников;
  • обнародованные редакции УЛ или УСЛ полностью соответствуют их зарегистрированным версиям (юридическим УЛ и УСЛ), представленным при регистрации лотереи и стимулирующей лотереи и находящимся в уполномоченном органе;
  • в ПСМ отражено, что стимулирующее мероприятие проводится на основании заключаемого с участником договора присоединения, при этом положения ПСМ являются текстом такого договора и отвечают его правовой природе и существенным условиям (в том числе в порядке п.п. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ смешанного договора либо по усмотрению сторон, не предусмотренного законодательством, но прямо им не запрещенным) для отсутствия оснований признания его незаключенным, в результате чего организатор несет ответственность перед участниками в рамках обязательственного права, а права и законные интересы участников, вытекающие из такого договора, охраняются законом и подлежат судебной защите;
  • в УЛ, УСЛ или ПСМ ясно и подробно указаны цели обработки персональных данных (ПДн) и все совершаемые с ними действия (операции), при этом если сбор каких-либо ПДн либо срок их обработки являются избыточными, участнику предоставлена возможность не давать своего согласия на обработку его ПДн, не лишаясь права на участие в лотерее, стимулирующей лотерее или стимулирующем мероприятии;
  • общий контекст УЛ, УСЛ и ПСМ или их отдельных существенных положений не свидетельствует о намерениях организатора снять с себя любую возможную ответственность перед участниками, быть максимально недоступным для их вопросов и жалоб либо поступать во всех возможных случаях по своему усмотрению и произволу;
  • в УЛ, УСЛ и ПМС не содержатся положения об «автоматическом» получении организаторами согласий участников и бесплатных исключительных лицензий на использование их ПДн, в том числе биометрических в виде изображений, а также видео- и аудио-интервью в рекламных целях как обязательное условие участия в лотерее, стимулирующей лотерее и стимулирущем мероприятии;
  • в УЛ, УСЛ и ПСМ отражено, помимо количества выигрышей, количество распространяемых лотерейных билетов или их заменителей (предполагаемое количество товаров и услуг), в которых заложены эти выигрыши (покупка которых дает право на участие) для понимания участниками своих вероятных статистических шансов на победу;
  • в УЛ, УСЛ и ПСМ не отражены иные необоснованные или дискриминационные оговорки, нарушающие или ограничивающие права и законные интересы участников либо налагающие на них дополнительные обязанности.
     
Знак доверия «ПОД КОНТРОЛЕМ! – ЧЕСТНЫЙ РОЗЫГРЫШ!» категории «СЕРЕБРЯНЫЙ»

      

свидетельствует, что:

  • в УЛ, УСЛ или ПСМ соблюдены все критерии и аспекты, соответствующие Знаку доверия «БРОНЗОВЫЙ»;
  • представители Ассоциации либо Членов Ассоциации (аккредитованных либо постоянных) являются членами тиражных комиссий в лотереях и стимулирующих лотереях либо жюри, комиссий и т.п. стимулирующих мероприятий и/или Ассоциация либо Члены Ассоциации привлечены организатором в качестве медиаторов для урегулирования возможных споров с участниками в порядке процедуры медиации по вопросам розыгрыша призового фонда (определения выигрышей/выявления победителей) лотереи, стимулирующей лотереи или стимулирующего мероприятия.
 
Знак доверия «ЧЛЕН АССОЦИАЦИИ! – ГАРАНТИЯ!» категории «ЗОЛОТОЙ»

  

свидетельствует, что:

  • соблюдены все критерии и аспекты, соответствующие Знакам доверия категорий «БРОНЗОВЫЙ» и «СЕРЕБРЯНЫЙ»;
  • организатор является Членом Ассоциации (аккредитованным либо постоянным).

Знаки доверия Ассоциации могут быть использованы, получившими их организаторами, в любых информационных электронных и печатных материалах, касающихся сертифицированных УЛ, УСЛ и ПСМ. Знак доверия «ЧЛЕН АССОЦИАЦИИ! - ГАРАНТИЯ!» категории «ЗОЛОТОЙ» может дополнительно быть использован организатором в электронных и печатных материалах, касающихся его деятельности по организации и проведению лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий.

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?