Мифы о государственных лотереях

Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Узнайте об этом и еще больше:

«Кому жизнь, кому отрада, но иметь же совесть надо,
Ведь не гоже государю трескать только в одну харю,
Ведь примеров есть не мало, когда харю разрывало»

Современный фольклор 

Последнее время много поют дифирамбов государственным лотереям в пику негосударственным, ратуя за скорейшее введение лотерейной госмонополии. В каких только грехах не обвиняют частников: и мол проводят они свои лотереи не пойми как, и рынок размывают, не давая кому-то там саккумулировать прибыль в одних руках, и прикрываются разрешениями на проведение лотерей, ведя фактически игорный бизнес, и т.д. и т.п.

Словом, в общественное сознание массированной пропагандой пытаются вкинуть мем, что в позорном состоянии российского лотерейного рынка виноваты именно негосударственные лотереи. Но почему-то никто не говорит предметно о реальных причинах. Например, о несовершенстве лотерейного законодательства или о незаконности концепций многих государственных лотерей и бесконтрольности их организации и проведения.

Или о том, что Закон о лотереях превратили по сути в инструмент для запрета проведения завуалированных лотерейными разрешениями азартных игр одними и возможности их проводить другим вместо того, чтобы дальше развивать и совершенствовать методологию и нормативное регулирование организации и проведения лотерей, и чтобы наконец-то ясно и окончательно разграничить их с азартными играми.

Сейчас практически каждый, будучи на этом рынке или приходящий на него, думает не о том, как соблюсти действующее законодательство, а, пользуясь его противоречивостью, коллизионностью и недоработанностью, старается обойти или исказить его смысл и сделать свою лотерею более игорной, азартной, ближе к электронной и режиму реального времени, менее контролируемой, чтобы как можно сильнее завлечь участников в игровой процесс, при этом не неся перед ними никакой ответственности за несоблюдение нормативов заявленного призового фонда.

По итогу создалась ситуация, в которой на сегодняшний день никому из субъектов лотерейной деятельности - чиновникам, организаторам, операторам, распространителям, лицензированным типографиям и лотерейным специалистам – просто не выгодно приведение Закона о лотереях в соответствие с основными лотерейными принципами. «Мутная вода» несовершенства лотерейного законодательства оказалась на руку всем.

Но лотерейные концепции с их идеей жесткого нормативного регулирования призового фонда и его распределения по выигрышам и с гарантиями соблюдения дополнительных прав и законных интересов участников все же имеют свои юридические пределы. Положения условий лотерей заключены в рамки позитивного и официального права в отличие от правил азартных игр, которые регулируются в большей степени натуральным и интуитивным правом, находясь в произволе их организатора. Поэтому «методологический беспредел» и «правовой нигилизм» в лотереях не может быть бесконечен.

Никто также не прогнозирует толком, а с чем собственно останется в общем-то здравая многовековая идея организации и проведения лотерей как некой кассы социальной солидарности и взаимопомощи, одновременно дающей нишу для бизнеса, рабочие места и умеренно удовлетворяющей природные игровые и азартные инстинкты населения.

А ведь по факту на лотерейный рынок наступает монструозный, неповоротливый, неэффективный, коррупционно-воровской и абсолютно безнадзорный феномен «государственные лотереи», который многим хуже ныне имеющегося, смешанного с частным предпринимательством. Феномен, в котором совсем забыт один из главных его субъектов – участник лотереи и в котором соблюдение лотерейных принципов является не более чем профанацией.

На сегодняшний день, при текущем законодательстве и практике, которую вводят организаторы и операторы гослотерей, всероссийские государственные лотереи уже не имеют практически ничего общего с союзными лотереями советских времен, а живут только на кредите доверия населения, доставшемся из прошлого.

Не имеет смысла, конечно, в противовес государственным возводить хвалу негосударственным лотереям, так как в противоречивом, коллизионном и недоработанном лотерейном законодательстве злоупотребления и нарушения неизбежны и в среде частных лотерейщиков. Но попытаться развеять мифы и стереотипы в общественном сознании в отношении современных государственных лотерей, опираясь на конкретные примеры ныне разрешенных к проведению гослотерей и их организаторов, мы все же попробуем.

Миф первый: государственная лотерея – «государственная»

Реальные факты и юридические основания:

Лотерея – это не банк и не предприятие со 100-процентным государственным участием в их уставных капиталах или имуществе. Государство не дает и не даст ни копейки из бюджета на какую-либо из своих лотерей. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона о лотереях весь призовой фонд платной лотереи, в том числе и государственной, формируется только из оплат участников, и никакая бюджетная строка организатора в лице федерального министерства или агентства не позволит ему выделить дополнительные ресурсы в призовой фонд, если их, к примеру, не хватит на выплату выигрышей.

Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 13 Закона о лотереях операторами, проводящими всероссийские государственные лотереи, разрабатывающими их условия и технико-экономические обоснованиях проведения и распоряжающимися их призовыми фондами, являются те же частные компании. Более того, никаких нормативных требований к операторам-частникам по поводу размера их уставного капитала и чистых активов, технического оснащения, опыта в проведении лотерей на текущий момент действующее законодательство не предъявляет.

Банковская гарантия, которую должен представить потенциальный оператор в рамках открытого конкурса на заключение государственного контракта на проведение гослотереи, является также взаимными обязательствами коммерческих структур между собой, и никакой ее минимальный размер Законом о лотереях не установлен. Также нормативно неизвестно, а что же должна покрывать такая гарантия: возможное невыполнение обязательств оператора по выплате целевых отчислений в бюджет или выигрышей участникам.

Останавливаться подробно на том, что уставными капиталами операторов государственных лотерей владеют оффшорные компании, как это делают некоторые противники лотерейной госмонополии, не имеет никакого практического или теоретического смысла и только уводит от темы. Любая частная собственность в любом случае уже не является государственной.

В итоге в понятие «государственная» по факту вкладывается лишь то, что какое-либо федеральное министерство или его федеральное агентство становятся номиналами-организаторами, а федеральный бюджет должен получать выручку от проведения гослотереи. Но никаких дополнительных гарантий государства о надежности, законности и контроле всероссийская государственная лотерея не имеет.

Миф второй: покупая лотерейный билет государственной лотереи участник знает, что потраченные им деньги в больших размере и объеме пойдут на финансирование заявленных в условиях конкретных социально значимых объектов и мероприятий

Реальные факты и юридические основания:

Нет смысла сравнивать объемы перечисляемых целевых отчислений частных лотерей и государственных, так как в годовых отчетах и тех, и других не расшифровывается, на что же конкретно потрачены эти денежные средства. Раскрытие такой информация, увы, согласно действующему законодательству не вменено в обязанности организаторов и операторов любых лотерей по виду согласно статусу собственности их устроителей.

Но на соблюдении размера целевых отчислений всероссийских негосударственных и государственных лотерей есть причина остановиться. В порядке п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона о лотереях для частных лотерей установлен обязательный норматив целевых отчислений не менее 10% от выручки от проведения лотереи, которые организаторы негосударственных лотерей ежеквартально перечисляют в некоммерческие и благотворительные организации.

Указанный норматив не распространяется на всероссийские государственные лотереи, а на основании ч. 5 ст. 13 Закона о лотерях целевыми отчислениями в федеральный бюджет должна являться вся выручка от проведения гослотерей за минусом призового фонда и вознаграждения частного оператора. Казалось бы, отчислений на социальные нужды от проведения государственных лотерей должно быть многим больше. Но в реальности, оказывается, это совсем не так.

Не будем заострять внимание на целевых отчисления от реализации всероссийских государственных лотерей в поддержку Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г., организатором которых является Минфин России, так как финансовое министерство и оператор этих гослотерей – ООО «Спортлото» до сих пор выясняют между собой отношения в арбитражном суде по поводу окончательного размера и способа расчета обязательных операторских перечислений в казну.

Гораздо информативней обратиться к условиям всероссийских государственных лотерей Минспорта России, где в их п. 3.2 увидим, что целевые отчисления от этих лотерей составляют почему-то лишь 5% выручки. И по каким причинам спортивное министерство нарушает федеральное законодательство, устанавливая своим Приказом от 13,12.2012 г. № 440, утвердившим условиях этих гослотерей, только пятипроцентный предел размеру целевых отчислений, никому неизвестно, и никто за это с него не спрашивает.

Далее еще необычней. Если взглянуть на доступные в открытых источниках условия всероссийских государственных бестиражных лотерей «Победа» – «ВГБЛ 10 «Победа» и ВГБЛ 11 «Победа», то в их п. 3.2 мы увидим полностью соответствующую Закону о лотереях формулировку о полном объеме выручки в качестве целевых отчислений за минусом призового фонда и вознаграждения оператора. К сожалению, полных юридических текстов условий других активно проводимых уже тиражных гослотерей «Победа» найти в открытых источниках не удастся по причинам, изложенным ниже.

Но можно быть абсолютно уверенным, что и в условиях неопубликованных тиражных гослотерей - «ВГТЛ 1 «Победа» (проводимой под наименованием «Русское лото»), «ВГТЛ 2 «Победа» (проводимой под наименованием «Топ-3») и «ВГТЛ-4 «Победа» (проводимой под наименованием «Государственная жилищная лотерея») - в их п. 3.2 присутствует точно такая же фраза, так как принципиальные общие положения в них должны быть единообразны.

Однако по факту, если ознакомиться с опубликованными Годовым отчетом за 2011 г. и Квартальным отчетом за 2 квартал 2012 г. о проведении государственных лотерей «Победа», мы увидим весьма странную картину.

За 2011 г. целевые отчисления от выручки «ВГТЛ 1 «Победа» составили 10% при выплаченном призовом фонде всего 24,54% от объема полученных оплат за участие. По «ВГТЛ 2 «Победа» отчисления в казну оказались те же 10% при выплатах по выигрышам 44,06% объема выручки. При условии, что в отчетах указано, что невостребованных выигрышей нет, размер вознаграждения оператора за 2011 г. составил: по «ВГТЛ 1 «Победа» - 65,46% ее выручки, по «ВГТЛ 2 «Победа» - 45,94% всех оплат участия.

Ну, а в завершении совсем уже абсурдные результаты. За 2 кв. 2012 г. целевые отчисления от выручки по «ВГТЛ 1 «Победа» составили уже почему-то лишь 5% от выручки при выплаченном призовом фонде 30% (вознаграждение оператора – 65%), по  «ВГТЛ 2 «Победа» – это те же неизвестно откуда взявшиеся 5% при выплатах победителям 47% (операторские комиссионные вместе с его расходами на проведение – 48%).

Миф третий: при организации государственных лотерей их условия проходят тщательную государственную юридическую и методологическую экспертизу на соответствие законодательству и основным лотерейным принципам

Реальные факты и юридические основания:

Согласно п. 4 Правил подготовки и представления документов для получения разрешения на проведение всероссийских государственных лотерей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 г. № 338, федеральное агентство, претендующее на проведение всероссийской гослотереи в качестве организатора, должно представить в министерство, в подведомственности которого оно находится, проект условий проведения лотереи.

В свою очередь министерству необходимо вынести решение о проведении всероссийской государственной лотереи и направить его с приложением уже готового проекта условий лотереи Минфину России, Минэкономразвитию России, МВД России и ФАС России на согласование, вынесение заключения о целесообразности или нецелесообразности ее проведения и визирование этого решения указанными министерствами (п.п. 4 и 5 Правил).

Как видим, ни о какой проверке условий планируемой гослотереи на соответствие Закону о лотереях и основным лотерейным принципам в методологии их проведения в целях несмешения с азартными играми пока не идет и речи, за исключением согласования вопроса о целесообразности или ее отсутствия по проведению лотереи. Тем не менее, можно предположить, что какая-никая юридическая и методологическая экспертиза на этой стадии проводится.

Затем согласованное с министерствами и завизированное ими решение о проведении гослотереи должно быть внесено в Правительство РФ, которое после вышеуказанной процедуры подписывает соответствующее распоряжение о проведения всероссийской государственной лотереи (п. 6 Правил). Далее после определения на открытом конкурсе оператора гослотереи из числа частных компаний федеральное ведомство – организатор издает свой приказ, утверждающий условия гослотери с приложением к этому приказу полного текста таких условий.

При этом, следует понимать, что согласно ч. 3 ст. 13 Закона о лотереях открытый конкурс на разработку проекта условий и технико-экономического обоснования проведения государственной лотереи и открытый конкурс для выбора ее оператора на заключение госконтракта по проведению - два разных события и юридических факта. Очевидно, что по всей вышеизложенной логике нормативного регламента организации государственной лотереи разработка проекта ее условий и ТЭО должна быть осуществлена еще до начала министерских согласований о целесообразности ее проведения и уж тем более до подписания правительственного решения о ее проведении. В противном случае, что же тогда вообще согласуется и разрешается к проведению по содержанию.

Приказ, утвердивший условия всероссийской государственной лотереи, в качестве нормативного правового акта, затрагивающего права и законные интересы неограниченного круга граждан как потенциальных участников этой гослотереи, должен быть направлен в Минюст России на экспертизу и регистрацию и после регистрации опубликован (Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвежденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 и Разъяснения о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста России от 04.05.2007 г. № 88).

Если вышеуказанная процедура по прохождению юридической экспертизы и регистрации в главном юридическом ведомстве не пройдена, и приказ не опубликован, то согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 он считается не вступившим в законную силу и не может регулировать отношения в соответствующей нормативному акту сфере.

Однако, если мы обратимся к организации всероссийских государственных лотерей «Победа», то увидим совершенно иную картину по хронологи, содержанию и соблюдению необходимых формальностей. Во-первых, условия этих гослотерей были разработаны позже, чем вышло постановление российского Правительства, разрешающее их проведение: 10.06.2010 г. - подписание Распоряжение Правительства РФ  № 964-р о проведении гослотерей «Победа» против 11.11.2010 г. - начало приема заявок для участия в конкурсе на разработку условий и ТЭО гослотерей «Победа» и 13.12.2010 г. - объявление победителя конкурса на разработку условий и ТЭО гослотерей «Победа».

Таким образом, остается загадкой, какие же тогда проекты условий и ТЭО представлялись Минобороной России, в подведмственности которого находится Спецстрой России, на согласование другим министерствам перед принятием правительственного решения о проведении всероссийских государственных лотерей «Победа», если этих условий и обоснования экономики проведения голотерей еще даже не было на период министерских согласований о целесообразности или ее отсутствия по проведению этих гослотерей.

Во-вторых, победитель конкурса на разработку условий государственных лотерей «Победа» выиграл его с предложением, которое сложно назвать деловым: разработать их за 1 рубль и 14 дней, что соответствует цене одного коробка спичек и временным затратам на каждые из 16-ти условий менее одного дня.

Если же принять во внимание, что согласно положениям конкурса помимо условий гослотерей необходимо было также разработать еще и технико-экономические обоснования их проведения за те же деньги и в те же сроки, то язык не повернется назвать взятые на себя победителем конкурса обязательства адекватными и выполнимыми.

Ну и, в-третьих, Приказ Спецстроя России так и не был зарегистрирован в Минюсте России. Следовательно, условия гослотерей «Победа» не только не прошли официальную государственную проверку до принятия правительственного распоряжения об их проведении, но и уклонились от последующей минюстовской государственной экспертизы на соответствие их действующему законодательству.

 Миф четвертый: государственные лотереи – это публично и прозрачно

Реальные факты и юридические основания:

Если продолжать историю с приказом Спецстроя России от 10.06.2011 г. № 232 «Об утверждении Условий проведения 4 тиражных и 12 бестиражных всероссийских государственных лотерей в обычном режиме «Победа», то он не только не прошел государственную экспертизу вместе с его приложениями-условиями в Минюсте России и не был им зарегистрирован, но до настоящего времени так и не опубликован, хотя лотереи проводятся уже более 2-х лет.

Федеральное спецстройагентство посчитало, что ее лотерейный приказ не является нормативным актом и, таким образом, не подлежит ни опубликованию, ни регистрации в Минюсте. Однако иные по рангу выше федеральные ведомства – Минфин России и Минспорт России - не взяли на себя смелость такого вольного толкования и приказы об утверждении условий своих всероссийских гослотерей зарегистрировали и обнародовали.

В настоящий момент у участников гослотерей «Победа» нет доступа к полным текстам их юридических условий и к тексту самого приказа их утвердившего, за исключением условий «ВГБЛ 10 «Победа» и «ВГБЛ 11 Победа» (к слову, опубликованных лишь после запросов участников и СМИ «ЛОТЕРЕИ РОССИИ» к их организатору), для того чтобы самим оценить, соблюдаются ли в них положения Закона о лотереях и их права и законные интересы, а также в случае несогласия иметь возможность для обращения в Верховный Суд РФ о признании Приказа Спецстрой № 232 вместе с утвержденными им условиями недействующим полностью или в части.

Их вниманию предложены только правила лотерей в кратком и вольном изложении на общем сайте этих лотерей и на специальных сайтах для каждой лотереи, а также не предусмотренные ни Законом о лотереях, ни условиями некие договоры-оферты, на законности которых мы остановимся ниже.

Миф пятый: государственные лотереи выбирают такие концепции и такие виды выигрышей, которые гарантируют выплату всего заявленного в условиях призового фонда участникам

Реальные факты и юридические основания:

На самом деле, нарушения, которые позволяют себе всероссийские государственные лотереи, и их вольная трактовка в условиях основных лотерейных принципов просто поражают. К примеру, все государственные тиражные лотереи в режиме реального времени - и Минспорта России, и Минфина России - имеют в своих условиях грубые нарушения с выбором игровых концепций и видов выигрышей, не позволяющих ни теоретически математически, ни технически практически обеспечить корректное формирование и полную выплату заявленного призового фонда. Ниже приведены сводные итоговые таблицы нарушений Закона о лотереях и концептуальных несоответствий по каждой гослотерее.

К сожалению, провести экспертизу условий всех всероссийских гослотерей Спецстроя России не представляется возможным, так как на текущий момент опубликованы только условия лотерей «ВГБЛ 10 «Победа» и «ВГБЛ 11 «Победа» из 16-ти ныне разрешенных к проведению, остальные же 14 условий гослотерей «Победа» - тиражных «ВГТЛ 1 «Победа», «ВГТЛ 2 «Победа», «ВГТЛ 3 «Победа», «ВГТЛ 4 «Победа» и бестиражных «ВГБЛ 1 «Победа», «ВГБЛ 2 «Победа», «ВГБЛ 3 «Победа», «ВГБЛ 4 «Победа», «ВГБЛ 5 «Победа», «ВГБЛ 6 «Победа», «ВГБЛ 7 «Победа», «ВГБЛ 8 «Победа» и «ВГБЛ 9 «Победа» - так и не обнародованы.

Итоговая сводная таблица несоответствий Закону о лотереях и нарушений его положений в Условиях всероссийских государственных лотерей,
организатором в которых является Минфин России

Наименование

лотереи 

 

 

Нарушение

(несоответствие)

Несоблюдение принципа случайности
в алгоритме розыгрыша

_

_

Незаконные фиксированные выигрыши

_

_

_

_

_

_

_

_

_

_

Несоответствие распределения призового фонда по выигрышам и призовым категориям

_

_

_

_

_

_

_

_

_

Незаконные вероятностные розыгрыши и выигрыши, не гарантирующие розыгрыш всего призового фонда по каждой призовой категории

_

_

_

_

_

_

_

Неуказание денежного эквивалента выигрышей в натуре

Примечание: Полная мотивированная юридическая и методологическая экспертиза несоответствий Закону о лотереях и нарушений его положений в Условиях всероссийских государственных лотерей, утвержденных их организатором - Минфином России в его Приказе от 29.12.2010 г. № 195н, изложена в параграфе «Незаконные государственные лотереи» в статье «Принцип случайности в лотерее - что это такое?».

Итоговая сводная таблица несоответствий Закону о лотереях и нарушений его положений в Условиях всероссийских государственных лотерей,
организатором в которых является Минспорт России

Наименование

лотереи 

 

Нарушение

(несоответствие)

ВГТЛ 1 Спорт

ВГТЛ 2 Спорт

ВГТЛ 3 Спорт

ВГТЛ 4 Спорт

ВГТЛ 5 Спорт

Несоблюдение размера целевых отчислений

Несоответствие фиксированных цен лотерейных ставок и фиксированных цен лотерейных билетов

Объединение в одних Условиях нескольких алгоритмов розыгрышей

Превышение полномочий оператора и наделение его правом по выбору алгоритма розыгрыша из разных алгоритмов в Условиях

Незаконные фиксированные выигрыши

Незаконное распределение призового фонда: указание диапазонного размера призовых категорий, не совпадающих в общей сумме с общим размеров призового фонда
Незаконное формирование суперприза и незаконный его розыгрыша в тираже: суперприз формируется после начала розыгрыша и только в случае нерозыгрыша призовой категории исключительно для переноса неразыгранной части на следующий тираж
Незаконные вероятностные розыгрыши и выигрыши, не гарантирующие формирование всего призового фонда по категориям до розыгрыша и розыгрыш всего призового фонда в тираже по каждой призовой категории
Неуказание денежного эквивалента выигрышей

в натуре

Примечание: Полная мотивированная юридическая и методологическая экспертиза несоответствий Закону о лотереях и нарушений его положений в Условиях всероссийских государственных лотерей, утвержденных их организатором - Минспортом России в его Приказе от 13.12.2012 г. № 440, будет направлена в Минспорт России в досудебной претензии с предложением об устранении выявленных нарушений перед возможным обращением в Верховных Суд РФ о признании Приказа и его приложений-Условий гослотерей недействующими полностью или в части.

Итоговая сводная таблица несоответствий Закону о лотереях и нарушений его положений в Условиях всероссийских государственных лотерей,
организатором в которых является Спецстрой России

Наименование

лотереи 

 

Нарушение

(несоответствие)

ВГБЛ 10 «Победа»

ВГБЛ 11 «Победа»

Отсутствие описания моделирования случайности в алгоритме розыгрыша

Незаконное указание размера выигрышей в диапазоне

_

Невозможность точного указания и проверки распределения призового фонда по выигрышам из-за введения диапазонных выигрышей

_

Вероятностные розыгрыш и выигрыши ввиду наличия множества сегментов в игровом поле и отсутствия указания о вскрытии всех сегментов игрового поля лотерейного билета, что не гарантирует соблюдение заявленных нормативов призового фонда

_

Примечание: Полная мотивированная юридическая и методологическая экспертиза несоответствий Закону о лотереях и нарушений его положений в Условиях всероссийских государственных лотерей, утвержденных их организатором - Спецстроем России в его Приказе от 10.06.2011 г. № 232, будет направлена в Минюст России для запроса Приказа и его приложений-Условий гослотерей на государственную юридическую экспертизу на соответствие действующему законодательству и решения вопроса о необходимости государственной регистрации Приказа и его опубликования, а также в Миноборону России и Правительство РФ для решения вопроса о приостановлении действия Приказа и его приложений-Условий гослотерей до их экспертизы, регистрации и опубликования.

Следует отметить, что мы не одиноки в своих выводах об очевидных концептуальных нарушениях в государственных лотереях. К примеру, Прокуратуры Санкт-Перербурга и Тюмени квалифицировали концепцию гослотереи «ВГБЛ 11 «Победа» как незаконную, оштрафовав операторов и вынеся соответствующие предупреждения их руководителям. Полагаем, что проверка государственными и судебными органами условий всех других государственных лотерей – дело недалекого будущего.

Выбор организаторами гослотерей незаконных вероятностных алгоритмов розыгрышей и несответствующих видов выигрышей способу проведения лотерей в итоге приводит к неполной выплате заявленного в условиях этих лотерей призового фонда, чем нарушаются права и законные интересы их участников.

Так, например, согласно п. 15.2 Условий всероссийских государственных тиражных лотерей «ВГТЛ-1» и «ВГТЛ-2», организатором в которых является Минфин России, их призовой фонд объявлен в размере 50% от выручки от их проведения, но, исходя из Годового отчета за 2011 г., выплаты по «ВГТЛ-1» составили только 38,9% от принятых ставок, по «ВГТЛ-2» - лишь 18,2%, а в соответствии с Годовым отчетом за 2012 г. - 46% и 41,1% соответственно. При этом количество и суммы невостребованных выигрышей в этих отчетах или равны нулю, или ничтожно малы.

Если же обратиться к Годовому отчету за 2011 г. и Квартальному отчету за 2 квартал 2012 г. о проведении всероссийских государственных тиражных лотерей Спецстроя России «ВГТЛ 1 «Победа» и «ВГТЛ 2 «Победа», то можно увидеть, что дела с реальной выплатой призового фонда обстоят не намного лучше. При заявленном призовом фонде в обоих лотереях 50% выручки и отсутствии согласно отчетам невостребованных выигрышей выплаченный призовой фонд за 2011 г. по «ВГТЛ-1 «Победа» оказался всего 24,54% от объема полученных оплат за участие, по «ВГТЛ 2 «Победа» - 44,06% объема выручки, а за 2 кв. 2012 г. -  30% и 47% соответственно.

Хотя в «классических» лотереях, проводимых тиражным способом, с учетом требований Закона о лотереях о формировании призового фонда до розыгрыша тиража (ч. 4 ст. 17), о его полном розыгрыше в пределах тиража и об обязательном окончательном розыгрыше до окончания календарного года даже при наличии переносимого из тиража в тираж суперприза (ч. 2 ст. 18) представить ситуацию несовпадения заявленного размера призового фонда с общей суммой выплаченных выигрышей к моменту обнародования результатов отчетного периода практически невозможно. Конечно, при условии, что организатором тиражной лотереи выбираются законные концепции и соответствующие им виды выигрышей.

Миф шестой: проведение государственных лотерей контролируется государством

Реальные факты и юридические основания:

Пунктами 3 и 5 Положения о государственном надзоре за проведением всероссийских лотерей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.09.2012 г. № 913, на ФНС России казалось бы были возложены обязанности по надзору за проведением гослотерей, которые согласно п. 6 Положения должны отражаться в соответствующем административном регламенте, утверждаемом Минфином России.

Однако принятым позднее Административным регламентом исполнения ФНС России госфункции по осуществлению госнадзора за проведением всероссийских лотерей, в том числе за использованием выручки от их проведения, утвержденным Приказом Минфина России от 11.01.2013 г. № 4н, продекларированные полномочия федеральных налоговиков по надзору за всероссийскими гослотереями были полностью дезавуированы. В соответствии с п. 4 этого Регламента предметом госнадзора стали только всероссийские негосударственные лотереи и их организаторы-юридические лица.

Более того, в организации и проведении всероссийских гослотерей сложилась абсолютно одиозная ситуация с точки зрения соблюдения государственного правопорядка по распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, когда государственный нормативно-правовой регулятор и методолог в сфере лотерей и организатор всероссийских гослотерей в поддержку Зимних Олимпийских игр в г. Сочи 2014 г. совпадают в одном лице – Минфине России, а его подведомственное структурное подразделение – ФНС России пытаются наделить надзорными функциями за его же деятельностью по проведению гослотерей.

И здесь нет оговорки о «деятельности» Минфина России и любого другого федерального ведомства-организатора всероссийской государственной лотереи не только по организации, но и по проведению своих гослотерей, так как в порядке п. 9 ст. 2 Закона о лотереях оператор любой лотереи, в том числе государственной, проводит ее не только по поручению, но и от имени организатора.

И наличие госконтракта с частным оператором, имеющего на основании вышесказанного правовую природу агентского договора, не снимает ответственности с принципала-организатора за действия агента-оператора и не позволяет первому самоустраниться за юридическим статусом лишь заказчика услуг/работ или принципала, поручившего агенту действовать от имени агента, так как согласно абз. 3 п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделкам, совершенным агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

То, что участие в лотерее является сделкой в виде договора, говорит нам п. 1 ст. 2 Закона о лотереях, а на то, что всероссийская гослотерея проводится за счет государства в лице назначенного им федерального органа исполнительной власти, указывает ч. 5 ст. 13 того же главного лотерейного закона, где сказано, что оператору выплачивается вознаграждение из выручки от проведения лотереи, которая вся является доходом федерального бюджета за минусом операторского вознаграждения и призового фонда.

Таким образом, можно смело констатировать, что на сегодняшний день не существует вообще никакого компетентного отраслевого государственного надзора за проведением всероссийских государственных лотерей, а все попытки его как-то обозначить являются неисполнимой в реальности декларацией, если не сказать, что обычной профанацией.

Бесконтрольность проведения государственных лотерей при их реализации участникам привела к абсолютно порочной практике введения неких дополнительных юридических конструкций в виде договоров-оферт, которые обязаны соблюдать участники при заключении договоров на участие в этих лотереях на объединенном сайте по реализации всероссийских государственных лотерей www.stoloto.ru.

На первый взгляд может показаться, что это обычные оферты-предложения с информацией о лотереях, но после внимательного их прочтения становится понятным, почему к ним прибавилось понятие «договор», когда уже не поймешь, где в сложном слове основное, а где оценочное или смысловое. Выясняется, что в тексты договоров-оферт добавлены положения, которые не предусмотрены условиями этих гослотерей и нарушают не только нормы Закона о лотереях, но и иного действующего законодательства.

Ниже дан сравнительных анализ всех Договоров-оферт с Условиями гослотерей, к которым они относятся. Стоит отдельно оговориться, что нарушения под номером 1 в Договорах-офертах в отношении 3-х всероссийских государственных тиражных лотерей, проводимых в обычном режиме – «ВГТЛ 1 «Победа», «ВГТЛ 2 «Победа» и «ВГТЛ 3 «Победа», - являются спорными. До сих пор законодатель не дал четкого определения, что же такое государственная тиражная лотерея, проводимая в режиме реального времени, и ее отличий от тиражной лотереи, проводимой в обычном режиме.

Но, учитывая то, что в любом случае, проводится ли тиражная лотерея в обычном режиме или в режиме реального времени, соблюдение поэтапности заключения договоров на участие, формирования призового фонда, его розыгрыша и выплаты выигрышей должны соблюдаться и в первом, и во втором технологическом методе проведения и не является определяющим, наши выводы представляются справедливыми.

Текущей практикой пока выявлен один очевидный и основной признак проведения тиражной лотереи в режиме реального времени – это выбор игровой комбинации и заключение договора на участие электронным способом, что имеет место в рассматриваемых Договорах-офертах для участия в этих гослотереях.

К сожалению, более тщательный анализ соответствия Договор-оферт по всероссийским государственным лотереям «ВГТЛ 1 «Победа», «ВГТЛ 2 «Победа» и «ВГТЛ 3 «Победа» их Условиям не представляется возможным из-за сокрытия юридических текстов последних Спецстроем России и неопубликования в открытых источниках. Однако иные нарушения даже без наличия официального содержания положений Условий, на наш взгляд, бесспорны.

Сравнительный анализ положений Договоров-оферт, размещенных по адресу  https://www.stoloto.ru/agreement, на соответствие юридическим Условий проведения государственных лотерей, Закону о лотереях и иному действующему законодательству

Наименование государственной

лотереи

Текст

Договора-оферты

Текст Условий

Незаконные положения Договора-оферты,
не предусмотренные юридическими Условиями, Законом о лотереях, и противоречащие иному действующему законодательству

Всероссийские государственные тиражные лотереи, проводимые в режиме реального времени, условия которых утверждены их организатором – Минспортом России
в его Приказе от 13.12.2912 г. № 440

«ВГЛ 1 Спорт»

 

 

 

 

 

 

 

Договор-оферта

Условия

1. Наличие дополнительного Договора-оферты, не предусмотренного Условиями, вместе с лотерейным билетом в качестве оформления договора на участие в лотерее (нарушение п. 1 ст. 2 Закона о лотереях и противоречие п.п. 7.3, 8.2, 8.3.1, 9.2, 10.2 и 12.5 Условий) ;

2. Ограничение участников по возрасту разрешением участвовать в лотерее только с 18-ти лет, не предусмотренное Законом о лотереях и Условиями;

3. Якобы получение согласия участника на распространение в его адрес рекламных сообщений оператора по сетям электросвязи при отсутствии фактической возможности участника дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе);

4. Якобы получение согласия участника на использование его изображения как победителя при отсутствии фактической возможности участника дать такое согласие или не согласиться (нарушение ст. 152.1 ГК РФ);

5. Якобы получение согласия участника на использование его фотографии как носителя, содержащего его биометрические данные, без получения согласия в виде отдельного письменного документа (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона о ПДн);

6. Якобы получение согласия на разглашение биометрических ПДн победителя в виде его фотографии путем публикации в общедоступных разделах www.stoloto.ru при отсутствии возможности победителя дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 4 ст. 20 Закона о лотереях).

«ВГЛ 2 Спорт»

 

 

 

 

 

 

 

Договор-оферта

Условия

«ВГЛ 3 Спорт»

Договор-оферта

Условия

Всероссийские государственные тиражные лотереи, проводимые в обычном режиме, условия которых утверждены их организатором – Спецстроем России
в его Приказе от 10.06.2011 г. № 232 (приказ недоступен в открытых источниках)

«ВГТЛ 1 «Победа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договор-оферта

Условия (недоступны в открытых источниках)

1. Нарушение обычного режима проведения лотереи до смешения ее с режимом реального времени путем предоставления участнику возможности выбора игровой комбинации посредством интернет-сайта или мобильного телефона (нарушение ч. 6 ст. 3 Закона о лотереях - спорно, необходим более детальный анализ Условий, возможно лишь противоречие положениям Условий);

2. Указание о якобы ознакомлении участника с Условиями, которые не опубликованы и отсутствуют в открытых источниках (противоречие п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона о лотереях);

3. Наличие дополнительного Договора-оферты вместе с лотерейным билетом в качестве оформления договора на участия в лотерее (нарушение п. 1 ст. 2 Закона о лотереях) ;

4. Ограничение участников по возрасту разрешением участвовать в лотерее только с 18-ти лет, не предусмотренным Законом о лотереях;

5. Якобы получение согласия участника на распространение в его адрес рекламных сообщений оператора по сетям электросвязи при отсутствии фактической возможности участника дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе);

6. Якобы получение согласия участника на использование его изображения как победителя при отсутствии фактической возможности участника дать такое согласие или не согласиться (нарушение ст. 152.1 ГК РФ);

7. Якобы получение согласия участника на использование его фотографии как носителя, содержащего его биометрические данные, без получения согласия в виде отдельного письменного документа (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона о ПДн);

8. Якобы получение согласия на разглашение биометрических ПДн победителя в виде его фотографии путем публикации в общедоступных разделах www.stoloto.ru при отсутствии возможности победителя дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 4 ст. 20 Закона о лотереях).

«ВГТЛ 2 «Победа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договор-оферта

Условия (недоступны в открытых источниках)

«ВГТЛ 4 «Победа»

Договор-оферта

Условия (недоступны в открытых источниках)

Всероссийские государственные тиражные и бестиражные лотереи, проводимые в обычном режиме, условия которых утверждены их организатором – Минфином России
в его Приказе от 29.12.2010 г. № 195н

«ВГТЛ-1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договор-оферта

Условия

1. Наличие дополнительного Договора-оферты, не предусмотренного Условиями, вместе с лотерейной квитанцией в качестве оформления договора на участие в лотерее (нарушение п. 1 ст. 2 Закона о лотереях и противоречие п.п. 2.1, 7.1, 8.2, 8.3.1, 9.2, 9.3.2 и 12.1 Условий) ;

2. Ограничение участников по возрасту разрешением участвовать в лотерее только с 18-ти лет, не предусмотренное Законом о лотереях и Условиями;

3. Якобы получение согласия участника на распространение в его адрес рекламных сообщений оператора по сетям электросвязи при отсутствии фактической возможности участника дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе);

4. Якобы получение согласия участника на использование его изображения как победителя при отсутствии фактической возможности участника дать такое или не согласиться (нарушение ст. 152.1 ГК РФ);

5. Якобы получение согласия участника на использование его фотографии как носителя, содержащего его биометрические данные, без получения согласия в виде отдельного письменного документа (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона о ПДн);

6. Якобы получение согласия на разглашение биометрических ПДн победителя в виде его фотографии путем публикации в общедоступных разделах www.stoloto.ru при отсутствии возможности победителя дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 4 ст. 20 Закона о лотереях).

«ВГТЛ-2»

Договор-оферта

Условия

«Веселые старты»

Договор-оферта

Условия

1. Выбор игрового поля на лотерейном билете в его электронной графической копии, что не предусмотрено Условиями;

2. Формирование квитанции о выбранном и купленном лотерейном билете и проведенном розыгрыше на нем на квитанции, что не предусмотрено Условиями;

3. Ответственное хранение купленного лотерейного билета у оператора лотереи, что не предусмотрено Условиями;

4. Якобы дача поручения участником на основании Договора-оферты на вскрытие в игровых окнах купленного лотерейного билета скрытых надписей, рисунков или знаков оператору или уполномоченным им лицу, что не предусмотрено в Условиях (противоречие абз. 3 ч. 2 ст. 3 Закона о лотереях и п.п. 7.3, 16.1 и 16.4 Условий);

5. Наличие дополнительного Договора-оферты, не предусмотренного Условиями, вместе с лотерейным билетом в качестве оформления договора на участие в лотерее (нарушение п. 1 ст. 2 Закона о лотереях и противоречие п.п. 9.2, 9.3.2 и 12.1 Условий) ;

6. Ограничение участников по возрасту разрешением участвовать в лотерее только с 18-ти лет, не предусмотренное Законом о лотереях и Условиями;

7. Якобы получение согласия участника на распространение в адрес участника рекламных сообщений оператора по сетям электросвязи при отсутствии фактической возможности участника дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе);

4. Якобы получение согласия участника на использование его изображения как победителя при отсутствии фактической возможности участника дать такое или не согласиться (нарушение ст. 152.1 ГК РФ);

8. Якобы получение согласия участника на использование его фотографии как носителя, содержащего его биометрические данные, без получения согласия в виде отдельного письменного документа (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона о ПДн);

9. Якобы получение согласия на разглашение биометрических ПДн победителя в виде его фотографии путем публикации в общедоступных разделах www.stoloto.ru при отсутствии возможности победителя дать такое согласие или не согласиться (нарушение ч. 4 ст. 20 Закона о лотереях).

Отдельно следует обратить внимание на несоблюдении во всероссийских государственных лотереях нормативов призового фонда: несоответствии объявленного в условиях размера призового фонда реальным выплатам выигрышей при их проведении. Реклама таких лотерей с обязательным требованием об указании размера их призового фонда или источнике информации о нем согласно п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о рекламе является недостоверной и, следовательно, недопустимой в порядке ч.ч. 1 и 3 ст. 5 главного рекламного закона.

Миф седьмой: государственные лотереи на сегодня не имеют преимуществ перед негосударственными, поэтому частные лотереи необходимо запретить

Реальные факты и юридические основания:

Согласно ч. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 Закона о лотереях всероссийские негосударственные лотереи могут проводиться только в обычном режиме сроком не более 5-ти лет с даты выдачи разрешения на их проведение, в то время как всероссийские государственные лотереи вправе быть технологически проводимыми в режиме реального времени и не ограничены сроком проведения, который окончательно определяет Правительство РФ.

Более того, в порядке п. 2 ч. 1 ст. 10 основного лотерейного закона организаторы негосударственных лотерей ежеквартально обязаны отчислять 10% от выручки от проведения лотерей на финансирование социально значимых конкретных объектов и мероприятий, чем государственные лотереи не обременены. Таким образом, частные лотерейные компании не в состоянии объявлять завышенный и более привлекательный для участников размер призового фонда.

Исходя из вышесказанного, уже при действующем законодательстве государственные лотереи имеют колоссальные преимущества перед частными. Так, например, все всероссийские тиражные гослотереи - и Минспорта России, и Минфина России - проводятся электронным способом в режиме реального времени, а бестиражные всеросийские гослотереи Спецстроя России «ВГБЛ 10 «Победа» и «ВГБЛ 11 «Победа» имеют запредельный призовой фонд в размере 90%, который не может позволить себе ни одна другая из ныне разрешенных и проводимых негосударственных лотерей.

Миф-прогноз: с введением государственной лотерейной монополии в лотерейной сфере будут наведен порядок и  восстановлена законность

Реальные факты и юридические основания:

С учетом вышеизложенного становится понятным, что всероссийские государственные лотереи в настоящий момент не имеют внятных государственных контроля и надзора при их организации и проведении. И запрет частным лотерейным компаниям проводить негосударственные лотереи никаким образом не решает эту проблему, так как сама ее суть совершенно в другом.

Желание и попытки государственных лотерей перейти черту основополагающих лотерейных принципов и обойти любыми путями дух и смысл Закона о лотереях очевидны. Ясно и то, что в бесконтрольной ситуации их ничто не останавливает от нарушений и буквы закона.

Но проблема на самом деле гораздо серьезней. Лотерейщики с игорной окраской и игровики в лотерейных камуфляжах при введении лотерейной госмонополии абсолютно легко мимикрируют формально под распространителей государственных лотерей, продолжая реализовывать свой азартный псевдо-лотерейный продукт.

В абсолютно безнадзорном поле это будет сделать еще проще и удобней, так как «фантик» договора распространителя гослотереи станет еще больше похож на документ-индульгенцию от любых проблем, чем нынешнее разрешение на проведение негосударственной лотереи.

Возможно частные лотереи на сегодня не многим лучше государственных, хотя контроль и надзор за ними выстроены намного правильней, нормативно проработанней и жестче и имеют уже почти 10-тилетний опыт правоприменения со дня начала действия Закона о лотереях, но то, что оставление одних лишь государственных лотерей при их сегодняшнем порядке организации и проведении только еще больше усугубит ситуацию на лотерейном рынке, по нашему мнению, очевидно.

Заключение

Несомненно, данная публикация является субъективным мнением группы юристов, лотерейных экспертов и специалистов и участников лотерей и должна рассматриваться именно в таком контексте. Оценочная коннотация феномену «государственные лотереи» в начале статьи дана в общем смысле имени нарицательному как ныне существующей системе организации и проведения государственных лотерей и безотносительно к какой-либо конкретной из ныне разрешенных и проводимых гослотерей.

Однако по каждому пункту выявленных нарушений при организации и проведения поименованных всероссийских государственных лотерей авторы готовы отставивать свою точку зрения в суде и будут даже признательны, если кто-либо из их организаторов и операторов сочтет высказанное мнение необоснованным или порочащим чьи-либо честь и достоинство или деловую репутацию.

В любом случае, на наш взгляд, государственные лотереи должны являться образцами для подражания или, как минимум, ориентиром для других лотерей, и если уж лотерейных госстатус не дает никаких дополнительных гарантий участникам, то быть готовым к общественному контролю «под микроскопом» однозначно обязывает.

Публикация не призывает граждан не покупать билеты государственных лотерей или отказаться от участия в них. Судя по отчетам о проведении гослотерей, выигрыши в них выплачиваются, хотя и не в полном заявленном в их условиях размере. Тем не менее, надеемся, что приведенные факты и юридические основания помогут участникам сделать информированный и осознанный выбор.

Полагаем, что на сегодняшний день государственная политика в области организации и проведения лотерей ошибочна и дефектна, и введением лотерейной госмонополии, не вытравив основные пороки, невозможно вернуть доверие населения к любым лотереям, будь они государственные или частные.

Надеемся также, что изложенное мнение будет учтено депутатами Государственной Думы при рассмотрении в осенней сессии поправок в Закон о лотереях, которые так скорополительно и кулуарно пытается сейчас пролоббировать российское Правительство.

Мы говорим лишь о том, что в сфере организации и проведения лотерей необходимо навести элементарный порядок, но начинать наводить его необходимо прежде всего с государственных лотерей. Ведь, как известно, «рыба тухнет с головы», и лотереи в этом плане не оказались исключением.

Председатель Ассоциации по защите прав и законных интересов участников лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий Шаврин И.К.


АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x