Лотерейщики вытянули несчастливый закон

Как стало известно „Ъ“, крупный региональный оператор лотерей «Урал лото» может прекратить свою деятельность в следующем году. К уходу с рынка компанию обязывают принятые в начале этой недели поправки в федеральный закон «О лотереях». В «Урал лото» рассчитывают, что вступление в силу ряда положений закона будет отсрочено. Другие участники рынка называют принятые поправки «дискриминационными» и намерены обратиться в суд.

О том, что зарегистрированный в Башкирии крупный лотерейный оператор «Урал лото» может уйти с рынка в следующем году, рассказал „Ъ“ генеральный директор компании Дмитрий Погорелов. В республике компания, по ее собственным данным, занимает 85% рынка тиражных лотерей, в России свою долю в «Урал лото» оценивают в 8%. Государственное «Гослото», контролирующее в других регионах до 60% рынка тиражных лотерей (по информации СМИ), в Башкирии занимает лишь 10%.

Госдума РФ в минувший понедельник приняла в третьем чтении поправки в ФЗ «О лотереях», запрещающие с 1 июля 2014 года негосударственные, а также региональные, муниципальные и стимулирующие лотереи. Как следует из пояснения к закону, он должен «исключить проведение азартных игр под видом лотерей» и усилить госконтроль за лотерейной деятельностью. В РФ остается два вида лотерей — государственные и международные. Первые могут проводиться по решению правительства РФ, вторые — в соответствии с правительственными международными договорами.

«Если закон окончательно утвердят, 30 июня будет последний день, когда частные лотерейные операторы смогут проводить лотерею»,— комментирует последствия поправок в закон Дмитрий Погорелов. Он уточнил, что у компании «остаются варианты всероссийской лотереи, но решение об их выпуске будут принимать министерство финансов и министерство спорта РФ, а они пока своих планов не раскрыли». «Мы бы приняли участие в их тендерах, так как под категорию международных в любом случае не попадаем»,— добавил собеседник.

ООО «Урал лото» образовано в Уфе в ноябре 2008 года с уставным капиталом 238,12 млн руб. Компания является 100% «дочкой» Российско-австрийского лотерейного холдинга (Вена, Австрия). По данным Kartoteka.ru, выручка оператора в 2012 году составила 390,05 млн руб., выручка от продажи лотереи 6 из 40 — 776,74 млн руб. Компания получила чистую прибыль 22 млн руб. — вдвое больше, чем в 2011 году. Сумма выплаченных выигрышей составила 361,17 млн руб. (46,5% выручки от продаж), целевые отчисления — 77,7 млн руб. (11,5% выручки). Лицензия оператора на проведение лотерей действует до мая 2018 года.

Государственные региональные лотереи в последние два года в Башкирии не проводились. В 2011 году минфин республики выступил организатором лотерей «Золотой курай» и «Гербы городов Башкортостана». Выручка от лотери «Золотой курай», согласно отчетности ведомства, в 2011 году составила 782 тыс. руб., целевые отчисления — 275 тыс. руб. От лотереи «Гербы городов Башкортостана» 496 тыс. и 176 тыс. руб. соответственно.

Дмитрий Погорелов отметил, что последствием монополизации рынка лотерей в РФ станет «его общее сужение», а для республики — «ощутимое сокращение социальных поступлений». «В этом году мы направили на целевые отчисления 88 млн руб.», отметил он. Компании придется расторгнуть ряд крупных региональных контрактов, в том числе с ГУП ТРК „Башкортостан“, в эфире которого разыгрывался тираж, добавил руководитель. Стоимость контракта со СМИ он не уточнил.

В ходе обсуждения поправок в ФЗ «Урал лото» предлагало свои варианты сохранения добросовестных частников на лотерейном рынке, сказал господин Погорелов. Предлагалось, в частности, ввести нижний порог уставного капитала для организаторов лотереи или меры, «связанные с банковскими гарантиями на выдачу выигрыша», но «предложения попали в перечень отклоненных». Компания намерена обратиться в федеральные органы власти с предложением отсрочить вступление ряда положений закона в силу, так как, к примеру, запрет на выплату выигрыша с 1 июля 2014 года противоречит Гражданскому кодексу, отметил Дмитрий Погорелов.

Управляющий московского Агентства лотерейных услуг Владимир Баранов согласен, что принятые поправки в закон «носят дискриминационный характер по отношению к организаторам негосударственных лотерей». «Но у них остается надежда доработать до конца сроков уже выданных разрешений, оспорив не устраивающие их нормы закона в Конституционном Суде»,— полагает он.

Аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин в то же время полагает, что «нынешние частные операторы смогут выступать в качестве субподрядчиков, участвуя в конкурсах федеральных заказчиков». «Вероятно, они смогут сохранить значительную часть доходов, при этом их деятельности вырастет»,— отметил эксперт. Общероссийский оборот лотерейного рынка он оценил в 12-15 млрд руб., долю городов-миллионников вроде Уфы — в 1-3% от него.

Источник: «Коммерсант.ru» 26.12.2013 г.

 
Как уже отмечалось на КП «ЛОТЕРЕИ РОССИИ. Агентство лотерейных услуг», мало сомнений, что новые поправки в Закон о лотереях будут опубликованы уже в 2013 г.

Последнее в этом году 343-е заседание Совета Федерации от 25-го декабря не заставило себя ждать с подтверждением: лотерейный законопроект о госмонополии был одобрен сенаторами практически единогласно (лишь 1 голос против при 146-ти «за» и 4-х воздержавшихся).

В новеллах, помимо прочего, вызывает большой вопрос предоставленная возможность ранее разрешенным государственным лотереям привести свои документы в соответствие с принятыми поправками и продолжить работу до конца сроков, указанных в соответствующих распоряжениях Правительства РФ, при полном игнорировании дат в уже выданных разрешениях уполномоченных органов для частных лотерейных компаний.

При этом операторам уже разрешенных и проводимых всероссийских государственных лотерей нет необходимости проходить новые конкурсные отборы, а достаточно будет внести изменения в госконтракты и условия по соглашению с федеральными ведомствами-организаторами.

Таким образом, после 01.07.2014 г. положение частных лотерейщиков, у которых не закончился срок лотереи согласно выданным разрешениям, но вынужденных прекратить ее проведение, и операторов-госконтрактников, являющихся такими же коммерческими организациями и продолжающих проводить федеральные государственные лотереи, вряд ли можно будет назвать равноправным и конкурентным.

Конституция РФ:


- ст. 8: «1. В Российской Федерации гарантируются... поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.»;

- ч. 2 ст. 34: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.»;

- ч. 1 ст. 35: «Право частной собственности охраняется законом.».

Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Узнайте об этом и еще больше:

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?