Стимулирующие мероприятия

К сведению: См. также «Стимулирующие лотереи и стимулирующие мероприятия в 2014 г. - новые запреты или новые возможности?!» в разделе «Экспертная консультация по стимулирующим мероприятиям»

Понятие стимулирующего мероприятия

Стимулирующее мероприятие – бесплатное мероприятие игрового (игра любого вида, случайный или вероятностный розыгрыш), соревновательного (конкурс, викторина и т.п.) или иного характера, проводимое в целях стимулирования реализации конкретного товара или услуги, для участия в котором участнику необходимо приобретать такие товар или услугу и результатом которого является возможное получение участником материального выигрыша (вещи, услуги, имущественного права, любой иной исчисляемой в денежном выражении выгоды).

Бесплатность участия в стимулирующем мероприятии подразумевает ...(закрытый текст)*

К сведению:  См. также о понятии «стимулирующее мероприятие» в статье «Стимулирующие мероприятия: конфликт закона и рекламы» 

Организатор стимулирующего мероприятия

Какие-либо специальные ограничения в отношении организатора (его юридического статуса - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, организационно-правовой формы, мест регистрации и нахождения, принадлежности к стимулируемым к реализации товару или услуге и т.п.) в действующем законодательстве отсутствуют.

К сведению: Организаторы стимулирующих мероприятий, не проводящие их на основании договора и обрабатывающие персональные данные (ПДн) участников, обязаны быть зарегистрированными в качестве операторов ПДн в Роскомнадзоре до начала обработки ПДн.

Правила стимулирующего мероприятия

Действующее законодательство не содержит норм, прямо регулирующих содержание правил стимулирующего мероприятия. Однако, если принять во внимание п. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе, регламентирующие рекламу стимулирующего мероприятия (а не содержание его правил), можно сделать выводы о том, что правила стимулирующего мероприятия должны включать информацию о/об:

  • организаторе;
  • общих сроках проведения (включая выплату, передачу или предоставление выигрышей)
  • сроках направления участниками заявок на участие;
  • правила определения победителей и/или выигрышей;
  • количестве выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия;
  • сроках получения выигрышей;
  • порядке получения выигрышей;
  • месте получения выигрышей.

Так как стимулирующие мероприятия не являются мероприятиями, обязательно проводимыми на основании договора, если сам организатор добровольно не выбрал договорной порядок проведения стимулирующего мероприятия, то в случае обработки персональных данных (ПДн) участников стимулирующего мероприятия в его правилах необходимо соблюсти требования Закона о ПДн и указать информацию о/об:

  • - порядке и способе дачи согласия участником на обработку его ПДн (в том числе биометрических, если такие ПДн обрабатываются организатором) в перечне (объеме), не связанном с выполнением организатором обязанностей налогового агента;
    - перечне (объеме) ПДн, обрабатываемых организатором в качестве налогового агента;
    - правовых основаниях отсутствия необходимости получения согласия участника на обработку его ПДн в перечне (объеме), необходимом для выполнения организатором обязанностей налогового агента.

Если согласие участника стимулирующего мероприятия на обработку его ПДн получается путем его присоединения к правилам стимулирующего мероприятия как к формуляру и тексту договора присоединения путем совершения определенных действий (помимо покупки товара или услуги), позволяющих установить, что заключение договора и согласие исходит от конкретного участника, и об этом есть указание в правилах, а также перечень (объем) ПДн и действий (операции), совершаемых с ПДн, реально необходим для заключения и исполненеия договора на участие в стимулирующем мероприятии, то рекомендуется указать дополнительно информацию о/об:

  • - целях обработки ПДн;
    - перечне (объеме) орабатываемых ПДн;
    - сроках обработки, хранения и уничтожения (обезличивания) ПДн;
    - действиях (операциях), совершаемых с ПДн;

    - порядке отзыва участником согласия на обработку ПДн;
    - порядке направления участником требования об уточнении, блокировке и уничтожении его ПДн;
    - порядке направления участником запроса для получения от организатора сведений согласно ч. 7 ст. 14 Закона о ПДн и предоставления таких сведений организатором;
    - лицах, уполномоченных организатором на обработку ПДн;
    - правовых основаниях отсутствия необходимости получать согласие участника на обработку его ПДн в связи с заключением и исполнением договора организатором и (или) выполнения им обязанностей налогового агента;
    - порядке получения согласия на обработку биометрических ПДн, если такие ПДн обрабатываются организатором.

К сведению: См. также Услуги по разработке и оформлению Правил стимулирующего мероприятия

Заблуждения по поводу правовой природы и законодательного регулирования стимулирующих мероприятий

На рынке организации и проведения стимулирующих мероприятий распространено мнение, что их законно проводить, помимо упраздненной с 30.01.2014 г. формы стимулирующей лотереи, только в виде публичных конкурсов или публичного обещания награды... (закрытый текст)* 

Еще одним устоявшимся «мифом» является то, что стимулирующее мероприятие многим представляется рекламой. Однако Закон о рекламе регулирует лишь рекламу самого мероприятия – распространение о нем и его проведении информации, адресованной неопределенному кругу лиц определенными способами (вернее сказать, определенные способы не признаются рекламой), а не само мероприятие... (закрытый текст)*

  • Не являются стимулирующими мероприятиями в полном смысле этого правового понятия согласно Закону о рекламе и разъяснениям ФАС России и не требуют написания юридических правил стимулирующего мероприятия (соблюдения положений в соответствии с Законом о рекламе) следующие мероприятия:... (закрытый текст)* 
Порядки и алгоритмы розыгрышей в стимулирующих мероприятиях, реализующих принцип случайности определения выигрышей и (или) выявления победителей (бывшие стимулирующие лотереи)

(закрытый текст)*
Защита правил стимулирующего мероприятия перед контролирующими органами и повышение к ним доверия участников (Сертификация правил стимулирующего мероприятия по присвоению Знаков доверия)

В стимулирующих мероприятиях права и законные интересы их участников, по сути, ничем не защищены и не охраняются, за исключением административной ответственности организаторов за ненадлежащую рекламу стимулирующего мероприятия и нарушения законодательства о персональных данных участников, а также обязанности компенсировать моральный ущерб субъекту персональных данных по решению суда.

Закон о защите прав потребителей не распространяет свое действие на организацию и проведение стимулирующих мероприятий, а участник даже в случае победы лишен судебной защиты своего права на истребование выигрыша.

Если Заказчику небезразличны при проведении стимулирующего мероприятия его имиджевая сторона, права участников стимулирующего мероприятия, и он добровольно готов соблюдать баланс интересов организатора и участников, то для него будут актуальны услуги по Cертификации правил стимулирующего мероприятия и присвоения им Знаков доверия Ассоциации по защите прав и законных интересов участников лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий.

Любой Знак доверия также «автоматически» свидетельствует, что правила стимулирующего мероприятия прошли дополнительную независимую юридическую экспертизу на соблюдение действующего законодательства не только в части соблюдения прав и законных интересов участников, но и в части любых иных требований контролирующих органов, так как никаким изначально незаконным мероприятием невозможно гарантировать права его участников.

Информация о стимулирующем мероприятии с Сертификатом и присвоенным Знаком доверия размещается в Галерее «ПРОВЕРЕННЫЕ АКЦИИ И ЛОТЕРЕИ» на Главной странице Консультационного портала «ЛОТЕРЕИ РОССИИ. Агентство лотерейных услуг», в разделе «Надежные рекламные акции и лотереи», сертифицированные Правила стимулирующего мероприятия с присвоенным Знаком доверия публикуются в электронном СМИ «Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей».

К сведению: См. подробнее о Сертификации правил стимулирующих мероприятий по присвоению Знаков доверия.

Рекомендации для Сертификации по присвоению Знаков доверия

Самая главная рекомендация - не указывать в правилах стимулирующих мероприятий всяких лишних прав организатора и дополнительных обязанностей участников в целях мнимой перестраховки от возможных конфликтов с участниками. В любом случае, все, о чем организатор умолчал, он a priori вправе делать по своему усмотрению, если это прямо не запрещено законодательством или не предусмотрен какой-то специальный законодательный порядок реализации таких прав организатора или обязанностей участников.

Получение согласий участников на использование их изображений, избыточных персональных данных, в том числе не связанных непосредственно с проведением стимулирующего мероприятия, рассылки в их адрес рекламы электронными способами лишь посредством правил стимулирующего мероприятия без получения отдельного согласия участников и, тем более, без предоставления им права отозвать такое согласие без потери права на участие в стимулирующем мероприятии - незаконно и, соответственно, ничтожно (недействительно без необходимости подтверждения решением суда) в порядке ст. 168 ГК РФ.

При этом, если в правилах стимулирующего мероприятия не указано, что они являются текстом договора, т.е. двусторонней сделкой между организатором и участником, то на них в полной мере распространяются основания недействительности сделок как на одностороннюю сделку.

Из нашей почти десятилетней практики организации и проведения стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий ни один победитель ни разу не отказал потом предоставить свои необходимые персональные данные, а также не возражал против предоставления своего отдельного согласия на использование его изображения в связи с получением выигрыша, поэтому изначальное «превентивное» включение незаконных положений в правила стимулирующих мероприятий ничем не обосновано.

По сути, требования для сертификации правил стимулирующего мероприятия и присвоения им Знака доверия сводятся к двум концептуальным моментам:

  • указание в правилах стимулирующего мероприятия о том, что оно проводится на основании договора, в целях предоставления участникам охраны их прав и законных интересов обязательственным договорным правом;
  • неуказание незаконных дополнительных прав организатора и обязанностей участников в целях не ущемления еще больше и без того практически неохраняемых законодательством прав и законных интересов участников.
Если организатор планирует добросовестно проводить стимулирующее мероприятие и выполнять взятые на себя обязательства перед участниками, то подобные аспекты не могут вызвать какие-то опасения. Тем более, опыт проведения стимулирующих лотерей с 2004 г. по 2013 г., условия которых базировались на вышеуказанных концептуальных моментах, не принесли их организаторам каких-либо весомых беспокойств и, по большей части, существенным обременением являлись необходимость регистрации стимулирующих лотерей и соблюдение формальностей, связанных с Росфинмониторингом, а не содержание условий согласно требованиям Закона о лотереях.
 
Более того, договорная форма проведения стимулирующего мероприятия в силу п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о ПДн позволяет организатору обрабатывать ПДн участников без получения их дополнительного согласия в объеме и в сроки, необходимых для заключения и исполнения договора для участия в стимулирующем мероприятии, а также согласно п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о ПДн не требует от организатора стимулирующего мероприятия регистрации в Роскомнадзоре в качестве оператора ПДн.

*Закрытый текст доступен только после регистрации на сайте:
АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?