Новый Закон о лотереях лечит головную боль государства от игорщиков гильотиной для лотерейщиков

Полная версия интервью управляющего ООО «Агентство лотерейных услуг» и главного редактора электронных СМИ «ЛОТЕРЕИ РОССИИ» и «Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей» Баранова В.В. корреспонденту журналала «LoginCasino». (читайте в сентябрьском номере 2011 г. журнала «LoginCasino»).

Корреспондент LoginCasino: Насколько эффективны принятые поправки в Закон о лотереях, и позволят ли они решить проблему «черных» схем игорного бизнеса?

В.Б. - Вопрос риторический, на подобии того, избавит ли гильотина от головной боли. Конечно, избавит, так как и самой головы уже не будет. Только в данном случае головная боль у государства от игорщиков, а голову отрубают лотерейщикам. Непонятно, почему вообще Закон о лотереях должен решать несвойственную ему проблему борьбы с незаконными азартными играми в ущерб тем, чью деятельность он должен регулировать и чьи права его задача защищать - добросовестных организаторов лотерей и их участников.

Это абсурдно и нелепо в принципе – придумывать новый функционал для лотерейного законодательства. И это при том, что в самом Законе о госрегулировании азартных игр (ФЗ-244) указано, что его запреты и ограничения не распространяются на организацию и проведение лотерей. Но больше настораживает другое. Что мы проглатываем такую псевдо-правовую манипуляцию под политическими лозунгами на потребу дня. И подобное воспринимается общественным сознание как нормальное.

Сейчас, на мой взгляд, законодательная работа в сфере регулирования азартных игр и лотерей порочна по нормотворчеству и дефектна по результатам. Лично я не понимаю, какую цель в плане разумной и долгосрочной правовой и экономической концепции решает новый проект Закона о лотереях. Разве что такую, как заодно с игровиками окончательно добить и смежную со слотами и казино частную лотерейную деятельность и перераспределить рынок в пользу государственных электронных лотерей в режиме реального времени.

С самого начала, когда после запрета азартных игр представители игорного бизнеса «легализовали» свою деятельность документами тиражных стимулирующих лотерей, юристам и специалистам по лотереям было ясно как день, что обязательная единовременность розыгрыша среди всех участников, зарегистрированных к тиражу, и необходимость проведения розыгрыша только тиражной комиссией, а не самим участником в отношении себя, не позволяют законно! осуществлять игорную деятельность под «фантиками» выписок из госреестров о регистрации стимулирующих лотерей.

По этой причине псевдо-лотерейные клубы столкнулись с проблемой отсутствия юристов по стимулирующим лотереям, готовых сопровождать такую деятельность. Максимум на что были согласны специалисты, это разработать и зарегистрировать лотерею. Вопрос применения документов был отдан на откуп самим организаторам. Ведь не станут же привлекать к ответственности изготовителя столовых ножей за то, что кто-то их незаконно использует для нанесения физического вреда кому-то.

Что касается бестиражных платных лотерей с так называемыми «электронными билетами», то этот вопрос уже давно был закрыт политикой ФНС России при выдаче разрешений на проведение лотерей. С 2008 г. выдавались разрешения только для лотерей с печатными лотерейными билетами. Оставался нерешенным лишь вопрос возможности использования квитанций. Случаи же с получением разрешений для проведения лотерей «иным способом» через суды были единичны. На моей памяти только один такой прецедент в 2009 г. – судебное решение в пользу ЗАО «Интерлот» о незаконности отказа налоговиков в выдаче разрешения на проведение лотереи с электронной регистрацией для участия в розыгрыше.

У меня нет достоверной и точной статистики по выданным разрешениям на проведение лотерей и регистрации стимулирующих лотерей с сомнительными концепциями и механиками в субъектах и муниципалитетах РФ. Но, полагаю, такой вопрос решался бы циркулярным внутренним письмом от имени ФНС России в регионы, какие лотереи и стимулирующие лотереи являются подозрительными и должны проходить дополнительную проверку. Но, по всей видимости, исполнительная власть не смогла разобраться внутри себя и с коррупционной составляющей этого процесса.

В самом вопросе о противодействии Закона о лотереях нелегальным схемам из нерегулируемых им сфер деятельности уже заложен ответ. Если схема «черная», то очевидно, что она уже незаконная. Т.е. противоречит действующим нормам не только по духу или смыслу, но и по букве закона. А если она незаконная буквально, то это сфера совершенствования административного и уголовного законодательства в плане ответственности за такую деятельность.

У любой «идеальной правовой нормы» есть гипотеза, диспозиция и санкция. Упрощенно: гипотеза – описание ситуации, субъекта, времени, места и объекта; диспозиция – правила поведения и запретов для субъекта в этой ситуации; санкция – что будет субъекту за невыполнение правил. Так вот, правовые нормы о лотереях не нуждались в корректировках, которые были сделаны новым проектом Закона о лотереях под лозунгом борьбы с игорным бизнесом. Схемы их использования «под игорку», как я уже сказал, были «кривые» изначально.

Очевидна была необходимость в уточнении и дополнении гипотез, диспозиций и санкций норм, касающихся игорного бизнеса. Нужны были поправки в административный и уголовный кодексы. Но обязательно в системе с ФЗ-244, где должны были быть уточнены положения о том, что такое азартная игра. Не лишним был бы и четкий перечень запрещенных азартных игр.

В противном случае, мы сейчас можем столкнуться с правовым нигилизмом и полицейским беспределом. Когда, например, платную стрельбу в тире в парке отдыха с призом за меткость будут интерпретировать как азартную игру. И это не голословно, я уже вижу полемику аудиторов, которые деятельность платного тира с материальными выигрышами считают незаконной.

Да и что умалчивать, ведь самым эффективным и решающим способом борьбы с игровыми автоматами в итоге стал их тотальный вывоз правоохранительными органами «без суда и следствия» с ломаниями замков в дверях закрытых клубов и без присутствия собственников и арендаторов. Понятно, что государству держать в боеготовности такое количество полицейских, занятых одним видом нарушения, слишком затратно. Необходимо правовое регулирование, пусть и на скорую руку, и общественное мнение.

У меня достаточно опыта, чтобы утверждать о массовой некомпетентности судов и сотрудников полиции в сфере регулирования проведения азартных игр и лотерей и законного разрешения спорных и пограничных ситуаций. Не могу сказать, что это исключительно их вина. Законодатель принципиально лишает организаторов и участников азартных игр судебной защиты за малым исключением перечисленных в ГК РФ обстоятельств, когда такая защита предоставляется.

Таким образом, набрать и накопить судебную и правоприменительную практику затруднительно. Возникают возможности разных трактовок и злоупотреблений со стороны исполнительной и судебной властей. Но это совсем не означает, что исправлять такую ситуацию нужно превращением смежного закона в «костыли» для недоработанного специального законодательства в игорной сфере.

Уже само то, что принялись за кройку и перешивание, а, точнее сказать, за грубое кромсание лотерейного закона, говорит о том, что законодатель и правоприменитель не разобрались окончательно с правовой природой, составом и видами азартных игр. Предыдущий пример с покером, когда одно его исключение из перечня всероссийских видов спорта, по мнению исполнительной власти, «автоматом» перевело эту интеллектуальную игру в запрещенные азартные игры, показателен.

У нас до сих пор нет в законодательстве четкого понятия, что такое «игра». Нет раскрытого термина «азарт», который сейчас большинством воспринимается как эмоциональное состояние, а не риск материальных потерь для участника. Нет, наконец, и определения, что такое «риск» в игре. Имея такой пробел в необходимом понятийном аппарате, сразу переходить к определению, что такое «азартная игра», ее запрещать и еще устанавливать уголовную ответственность за ее проведение, чревато перекосами. Текущего слишком «емкого» определения азартной игры как «основанного на риске соглашения о выигрыше», данного в ФЗ-244 и Налоговом Кодексе, явно недостаточно.

Приведу самый яркий пример этой недостаточности из моей практики. ФНС России и арбитражные суды нередко в обоснование своих отказов, запретов и судебных решений приводят в качестве мотива определение азартной игры в виде «соглашение, основанное на риске о выигрыше». Небольшая перемена слагаемых уже сейчас дала в сумме массовую порочную практику. С вводом административной и уголовной ответственности за незаконное проведение азартных игр субъективную и интуитивную составляющую понимания, а что же такое азартная игра, необходимо исключить в принципе.

По новому лотерейному законопроекту возникает больше вопросов, чем ответов. Зачем введен предел для тиражных лотерей по розыгрышу 2 раза в неделю? Почему, к примеру, не 3 или 5, или не 2 раза в месяц? В чем его необходимость, целесообразность или обоснованность? Какую задачу для защиты прав участников решает новелла о том, что выигрыш в тиражных лотереях может выдаваться не ранее, чем через 3 дня после проведения розыгрыша? Чем оправдан в век развития Интернета и электронных способов коммуникации возврат к анахронизмам в виде использования исключительно печатных лотерейных билетов при проведении негосударственных лотерей?

Показательно, что законотворцы расписались в своей несостоятельности по принятым недавно запретительным поправкам, опять разрешив в новом законопроекте производителям и рекламщикам проводить стимулирующие лотереи электронным способом. Когда данные берутся с потолка, законы спешно пишутся на коленке, а их жизнеспособность или нелепость проверяются методом «тыка», то прежде всего это негативно отражается на тех, кто законопослушен. А их, к слову, среди организаторов лотерей и стимулирующих лотерей подавляющее большинство.

На мой взгляд, в законотворчестве относительно азартных игр все надо было изначально принципиально решать по-другому. Если же говорить о текущих необходимых поправках, то, например, так:

- введением в ФЗ-244 четкого состава, что такое азартная игра: договор между участниками и/или с организатором, ставка, принцип случайности при определении выигрыша/победителя и уточнение квази-случайных алгоритмов, материальный приз в случае выигрыша, азарт - риск потери ставки в случае проигрыша;

- введением в ФЗ-244 полномочий Правительства РФ устанавливать исключительный перечень азартных игр, на которые распространяется запрет их проведения кроме как в специальных зонах, и возможность дополнять этот перечень, исходя из текущей ситуации;

- введением административной и уголовной ответственности за незаконную организацию азартных игр, где для определения состава преступления или административного правонарушения использовался бы уточненный состав азартной игры из ФЗ – 244 и ее виды из правительственного перечня.

В новом проекте Закона о лотереях достаточно было запрета на использование квитанций и иных способов при проведении негосударственных лотерей вместо лотерейных билетов в печатном виде и необходимости проставление отметки ФНС на копиях условий лотерей, которые остаются у организатора, в целях избегания их подделок.

Корреспондент LoginCasino: Сейчас обсуждается вопрос, что надо оставить только государственные лотереи, а частным организаторам больше не выдавать разрешения на проведение. Насколько это логично и каким образом было бы необходимо, по Вашему мнению, урегулировать отрасль?

В.Б. - По поводу перераспределения рынка лотерей в сторону государственных ответ один – это алогично. Каким бы талантливым топ-менеджером не был господин Греф с инициативой запрета негосударственных лотерей, его одного не хватит на всю Россию. Лотерейная отрасль сейчас у нас специфична и… дистрофична. Это не золотой телец  или курица, несущая золотые яйца. Более половины организаторов лотерей и раньше были банкротами без активного вмешательства государства. С его теперешней «помощью» в виде изменений в Закон о лотереях частный лотерейный рынок вообще скорее всего загнется.

И я бы хотел отметить о подтасовке некоторых фактов в обоснование таких инициатив. К примеру, в разделе новостей на сайте Сбербанка от 19.05.2011 г. о том, что якобы выдано более 3 700 разрешений на проведение всероссийских лотерей. Звучит внушительно для несведующего. Но дело в том, что, во-первых, 2 180 из них – это стимулирующие лотереи, т.е. обычные рекламные акции, а не платные лотереи. 

Во-вторых, выданных разрешений на платные всероссийские лотереи на тот момент было всего 968, из них часть отозвана, а у какой-то части срок действия истек. Последний номер 1 793 в реестре негосударственных платных лотерей (видимо, было сложено 2 180 записей из ГРВЛ ч. 2, касающегося стимулирующих лотерей, и 1 793 записей в ГРВЛ ч. 1, отражающего регистрацию платных лотерей, чтобы получить «более 3 700») касается не только регистрации новых лотерей, но и вносимых изменений в условия уже зарегистрированных лотерей. Нумерация в ГРВЛ сквозная для всех записей. 

Частные мотивы Сбербанка, конечно, понятны: владея компанией «Спортлото», стать практически монополистом на лотерейном рынке. В 2010 г. «Спортлото» выиграло госконтракт на проведение 2-х тиражных и 10-ти бестиражных государственных лотерей. Они должны быть проведены в течение 7 лет.

Но, как государство эффективно осуществляет менеджмент и развитие в лотерейной сфере, наглядно показывает недавно сложившаяся ситуация с «Гослото» с судебными претензиями Минспортуризма к “Орглото” о невыполнении оператором лотереи обязательств по запланированным целевым отчислениям на 2 млрд. рублей.

Возможно, Сбербанк как-то исправит ситуацию с операторством проведения государственных лотерей в несколько лучшую сторону. Но необходимость государственной монополии в недоразвитой отрасли мне непонятна. Лотереи - это не нефть или спирт, где потребители и сбыт гарантированы, а прибыль кратна себестоимости.

Массового и активного участника надо взращивать и мотивировать. Также бесспорно, что движущей силой развития любого предпринимательского рынка всегда была частная инициатива и конкуренция (по крайней мере, до приобретения предпринимателями амбиций корпораций для перераспределения и администрирования рынка с целью уйти от конкуренции и конфронтации). Лотерейный бизнес в этом плане не исключение.


АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?