«Подали документы на проведение стимулирующей лотереи, но еще не получили официального ответа. Можно ли размещать рекламу о стимулирующей лотерее до ее регистрации?»

Виктория Мостовая, 23.11.2012 в 11:44
Ответьте, пожалуйста, на вопрос в рамках беспалтной консультации. Подали документы на проведение стимулирующей лотереи, но еще не получили официального ответа. Можно ли размещать рекламу о стимулирующей лотерее до ее регистрации?
 
На наш взгляд, вопрос предполагает определенную вариативность ответа и содержит в себе, как минимум, два подвопроса:

1. Можно ли публично размещать вообще какую-либо информацию о незарегистрированной стимулирующей лотерее, уведомление о проведении которой направлено в ФНС России;

2. Вправе ли организатор распространять информацию о стимулирующей лотерее, находящейся в стадии регистрации, в виде рекламы, признаваемой таковой согласно Закону о рекламе.

Прежде всего, наверное, необходимо учитывать финансовую сторону дела. Если реклама стимулирующей лотереи планируется дорогостоящая, то риск бесполезной траты денежных средств до полной уверенности в регистрации слишком велик. Также следует принять во внимание, что большинство СМИ не опубликуют у себя информацию о стимулирующей лотерее без предоставления выписки из государственного реестра, так как в дальнейшем могут быть привлечены ФАС России к административному разбирательству в связи с распространением недостоверной рекламы, если по итогу будет получен официальный запрет проведения стимулирующей лотереи.

Напомним, что срок привлечения к административной ответственности по ст.ст. 14.27 и 14.3 КоАП РФ за нарушения законодательства о лотереях и рекламе - год со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Если имеется полная уверенность, что стимулирующая лотерея будет зарегистрирована, и отсутствуют препятствия со стороны сложившейся практики СМИ, то, на наш взгляд, информация о стимулирующей лотерее, в том числе в виде рекламы, может быть размещена с момента получения в канцелярии ФНС России на втором экземпляре уведомления отметки о его представлении (или квитанции почты и ее штампа на описи вложения об отправке уведомления) по следующим правовым основаниям и с учетом нижеприведенных рекомендаций.

Согласно п. 8 ст. 2 Закона о лотереях, если его положения переформулировать под особенности бесплатных лотерей, проведение стимулирующей лотереи – это осуществление мероприятий, включающих в себя:

- заключение договоров с любыми третьими лицами, связанными с ее проведением (но не с ее организацией в виде получения права на проведение (регистрации) в порядке п. 7 ст. 2 Закона о лотереях);
- изготовление заменителей лотерейных билетов;
- изготовление программных продуктов для регистрации заявок участников;
- распространение заменителей лотерейных билетов, а также бланков заявок участников;
- заключение договоров с участниками;
- розыгрыш призового фонда;
- идентификация выигрышных заявок участников и заменителей лотерейных билетов;
- выплата, передача и предоставление выигрышей победителям.

Следует отметить, что законодатель в тексте не употребляет союза «в том числе» перед перечислением указанного выше перечня, присоединяя его в качестве части какого-то общего списка мероприятий, следовательно, по смыслу перечисление является полным и окончательным. Юридически же такой перечень называется исчерпывающим в противовес открытому. И, как видим, размещение информации (рекламы) о стимулирующей лотерее в эти действия организатора не входит.

Формальный момент получения права на проведение стимулирующей лотереи по Закону о лотереях – это не дата ее регистрации, что стало обычаем в практике, а момент направления уведомления о проведение стимулирующей лотереи в уполномоченный орган (ч. 1 ст. 7 Закона о лотереях). И если рассматривать, к примеру, вариант направления уведомления по почте, то даже не получение его ФНС России, а сдача документов в организацию связи (п. 2 ст. 194 ГК РФ). По общему правилу в отношении стимулирующих лотерей действует уведомительный порядок, в отличие от разрешительной процедуры для платных лотерей.

Однако в самом уведомлении обязательно указываются сроки проведения стимулирующей лотереи (ч. 2 ст. 7 Закона о лотереях), и документы по ней должны быть направлены не менее чем за 20 дней до начала ее проведения, т.е. право на проведение в любом случае возникает раньше, чем день начала проведения, с которого можно начинать осуществлять мероприятия по ранее рассмотренному списку.

Таким образом, справедливо возникает еще один вопрос, ответ на который не испрашивается, но который не менее актуален в данном контексте: можно ли распространять рекламу по уже зарегистрированной стимулирующей лотерее, но срок начала проведения которой не наступил. На практике организаторы уже не задумываются об этом, считая регистрацию индульгенцией от всего, хотя формально она дает лишь фактическую уверенность, что запрета на проведение не будет, но юридически не несет в себе никаких дополнительных презумпций.

Полагаем, что необходим анализ следующего аспекта: рассматривает ли законодатель опубликованную информацию о стимулирующей лотерее и ее рекламу составной частью заключения договоров с участниками. Но, к сожалению, что имеется ввиду  под «заключением договора» в п. 8 ст. 2 Закона о лотереях – весь ли порядок его заключения или только форму договора и момент, с которого он признается заключенным, либо все вместе - до конца неясно.

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. При этом публичной офертой признается не любая информация о договоре, а содержащая все его существенные условия (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Полагаем, что существенными условиями договора на участие в стимулирующей лотерее являются, помимо прочих, положения, из которых очевидно следует, что именно и в какие сроки должен сделать участник, чтобы договор считался заключенным.

Реклама и предложения, обращенные к неопределенному кругу лиц, не содержащие существенных условий договора, и, следовательно, не являющиеся публичной офертой, пункт 1 ст. 437 ГК РФ рассматривает в качестве предложений самим этим лицам делать оферты, которые предлагающая сторона уже будет акцептовать, если из самого предложения не следует иное.

В принципе, эта правовая норма подтверждает возможность распространения информации (рекламы), не признаваемой офертой, о стимулирующей лотерее, право на проведение которой получено, но сроки проведения которой еще не наступили, и не противоречит положениям о направлении заявок участниками и приеме их организатором в порядке ч. 1 ст. 16 Закона о лотереях для тиражной стимулирующей лотереи или о распространении скретч-карт для бестиражной уже в ходе их проведения в зависимости от того, что указано в распространяемой иноформации (рекламе).

Не стоит также забывать, что на сегодняшний день ФАС России вообще не рассматривает в качестве рекламы стимулирующей лотереи информацию размещенную на упаковке рекламируемого ею товара, а также на сайте производителя и продавца такого товара. Однако в данном случае следует учитывать, что если распространение товара, упаковка которого сама по себе будет являться заменителем лотерейного билета в бестиражной стимулирующей лотерее, осуществляется раньше дня начала лотереи согласно ее условиям, то уже по линии законодательства о лотереях можно рассматривать такое действие как начало распространения лотерейных билетов, т.е. проведение стимулирующей лотереи с иными сроками, чем указаны в ее условиях, а значит, по сути, проведение иной лотереи без направления уведомления о ее проведении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы и дать некоторые практические рекомендации с учетом системного рассмотрения Закона о лотереях, Закона о рекламе, разъяснений ФАС России, ГК РФ и КоАП РФ, чтобы перестраховаться от возможных рисков при размещении информации, в том числе в виде рекламы, о стимулирующей лотерее до начала сроков ее проведения, но после направления уведомления о ее проведении или регистрации:

1. Юридически ситуации с наличием выписки о регистрации стимулирующей лотереи и с отсутствием регистрации, но с подтверждением факта направления уведомления о проведении, в отношении публичного распространения информации о стимулирующей лотерее, в том числе в виде ее рекламы, до даты начала стимулирующей лотереи ничем не отличаются.

2. В рекламе не следует подробно описывать действия, которые должен осуществить участник. При этом, например, указание о направлении заявок в определенные сроки без конкретной детализации, что такое заявка и как ее необходимо направлять, либо о регистрации участников без расшифоровки того, как происходит регистрация, не будет являться офертой. Т.е. обычно используемая стандартная фраза в рекламе в целях соблюдения ст. 9 Закона о рекламе в виде «срок проведения с _____ г. по _____ г., срок направления заявок (регистрации) участников с ____ г. по _____ г., информация об организаторе, условиях проведения, количестве выигрышей, сроках, месте и порядке их получения на www._______» – не может рассматриваться как предложение о заключении договора, содержащее все его существенные условия.

3. Размещение полных либо кратких условий, в которых описывается порядок направления заявок на участие и регистрации для тиражных стимулирующих лотерей или получения скретч-карт для бестиражных, на сайте производителя или продавца товаров (работ, услуг), а также на упаковке рекламируемого товара не регулируется Законом о рекламе. Формальными нарушениями Закона о лотереях в этом случае можно, наверное, пренебречь, так как привлечение по ст. 14.27 КоАП РФ за проведение стимулирующей лотереи без направления уведомления в этом случае практически вряд ли возможно, а ответственность за отдельное нарушение сроков направления оферты организатором для заключения договоров на участие в административном кодексе не предусмотрена.

4. Если реклама размещается на упаковке товара, одновременно являющейся заменителем лотерейного билета для бестиражной стимулирующей лотереи, то распространение такого товара не может происходить ранее даты начала проведения стимулирующей лотереи согласно условиям.

5. Чтобы избежать ненужных интерпретаций контролирующими органами, в рекламе дополнительно указывать сроки заключения договоров на участие в стимулирующей лотерее согласно ее условиям.

Напомним, что рекомендации даны для тех случаев, когда есть уверенность, что по итогу рассмотрения представленых в ФНС России документов не будет вынесен запрет проведения. Представляется, что такую гарантию может дать лишь обращение к услугам исполнителя, который занимается регистрацией стимулирующих лотерей профессионально.  

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x