Информация на упаковке товара о стимулирующей лотерее не является ее рекламой

В связи с внесенными изменениями в ст. 21 Закона о рекламе в отношении алкогольной продукции, которые в основной массе начали действовать с 23.07.2012 г., а частично вступят в силу с 01.01.2013 г., ФАС России выпустила несколько писем, где высказала свое мнение о некоторых общих принципах, связанных с рекламой стимулирования реализации не только алкоголя.

Приведем реквизиты и наименования этих документов, а также ссылки на них для более подробного ознакомления:

Анализ вышеуказанных писем позволяет сделать некоторые выводы о текущей позиции федерального контролера рекламы по поводу ранее спорных вопросов на предмет необходимости соблюдения п. 15 ч. 3 ст. 5, ст. 9 и ст. 27 Закона о рекламе.

№ п/п
Мнение ФАС России
Дополнительные выводы и примечания

1.

НЕ является рекламой лотереи, а также стимулирующей лотереи и иного стимулирующего мероприятия, связанного с реализацией товара (услуги, работы), в котором участнику необходимо приобретать этот товар (услугу, работу), информация о лотерее, стимулирующей лотерее и ином стимулирующем мероприятии, размещенная:

1.1.

На упаковке товара

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о рекламе под товаром понимаются в том числе работа и услуга. Представляется, что в отношении услуг или работ не является рекламой стимулирующей лотереи (иного стимулирующего мероприятия) информация о ней, размещенная на документе, которым оформляется приобретение работы или услуги. Таким образом, информация о платной лотерее, размещенная на лотерейном билете, по нашему мнению, также не является ее рекламой, так как лотерейный билет согласно п. 5 ст. 2 Закона о лотереях является документом, оформляющим заключение договора на приобретаемую услугу – участие в проводимой организатором лотерее. Однако информация, размещенная на скретч-картах или иных носителях о стимулирующей лотерее (ином стимулирующем мероприятии), инструментально (конструктивно) не связанных с упаковкой рекламируемого товара (документом, оформляющим приобретение/заказ рекламируемых услуг или работ), вероятно, является рекламой стимулирующей лотереи (иного стимулирующего мероприятия), так как участие в стимулирующей лотерее (ином стимулирующем мероприятии) не является приобретаемыми участником товаром, работой или услугой, а получается им безвозмездно в качестве дополнительного бесплатного бонуса. С другой стороны, организация и проведение стимулирующей лотереи является самостоятельной услугой, хотя и связанной непосредственно с рекламируемым товаром, поэтому, если сретч-карты или иные носители являются документами, оформляющими отношения по получению дополнительной услуги - заключение договора на участие в стимулирующей лотерее (ином стимулирующем мероприятии), то они не являются ее рекламой. Вероятно, в данном случае такие носители должны признаваться рекламой товара, с которыми связана стимулирующая лотерея (иное стимулирующее мероприятие), но не самой стимулирующей лотереи (иного стимулирующего мероприятия). На этот счет необходимы более точные разъяснения от ФАС России. Логично полагать, что информация о стимулирующей лотерее в каталоге товаров, по которому происходит дистанционное их приобретение по изображениям и описаниям, также не является рекламой стимулирующей лотереи, так как каталог в таком случае является обязательной составной частью документооборота по приобретению товаров.

1.2.

На официальном сайте производителя и продавца товара в Интернете

А также на официальных сайтах в Интернете организатора, оператора и распространителя платной лотереи, исполнителя услуги и подрядчика на выполнение работ. Однако, полагаем, что в толковании ФАС России информация о стимулирующей лотерее (ином стимулирующем мероприятии), размещенная на сайте ее организатора, не являющегося одновременно производителем или продавцом товара (исполнителем услуги, подрядчиком на выполнение работ), с реализацией которого связана стимулирующая лотерея (иное стимулирующее мероприятие), будет считаться ее рекламой. Хотя, по нашему мнению, организатор в данном случае предоставляет свою самостоятельную услугу по организации и проведению стимулирующей лотереи (иного стимулирующего мероприятия) и на него должны распростроняться положения, что информация о его услуге на его же сайте не является рекламой этой услуги. На этот счет необходимы более точные разъяснения ФАС России.

1.3.

На любых иных сайтах (страницах сайтов) в Интернете, не зарегистрированных в Рунете в доменных зонах .SU, .RU, .РФ и не являющихся русскоязычными, так как все русскоязычные сайты, по мнению ФАС России, предназначены для граждан РФ

Представляется, что позиция ФАС России в отношении всех русскоязычных сайтов является слишком расширенной по толкованию, так как сайт может быть русскоязычным, не зарегистрирован в доменных зонах .SU, .RU и .РФ, но, к примеру, направлен на информирование русскоязычной диаспоры за границей

1.4.

На странице производителя и продавца товара в социальных сетях в Интернете

Это положение относится также и к страницам в социальных сетях в Интернете организатора, оператора и распространителя платной лотереи, исполнителя услуги и подрядчика на выполнение работ. Однако, полагаем, что информация о стимулирующей лотерее (ином стимулирующем мероприятии), размещенная на странице ее организатора в социальной сети, не являющегося одновременно производителем или продавцом товара (исполнителем услуги, подрядчиком на выполнение работ), с реализацией которого связана стимулирующая лотерея (иное стимулирующее мероприятие), будет считаться ее рекламой. С другой стороны, справедливо и иное мнение на этот счет (см. Дополнительные выводы и примечания в п. 1.2).

1.5.

В видеороликах, размещенных в специальных разделах специализ-ных сайтов в Интернете, предоставляющих услуги видеохостинга (созданные для обеспечения возможности загружать и просматривать видео в браузере), например, www.youtube.ru, www.rutube.ru и т.п.

 

2.

НЕ является стимулирующим мероприятием

2.1.

Раздача одинаковых подарков всем лицам, совершившим покупку, поскольку подарок в таком случае рассматривается как часть стоимости товара, возвращенная покупателю

Несколько странное мнение ФАС России в данном случае. Подарок может не представлять никакого морального, эстетического, функционального либо материального интереса для покупателя и не рассматриваться им самим как какая-либо полезная компенсация. Однако подобная позиция позволяет теперь однозначно не считать стимулирующими мероприятиями бесплатное вручение дополнительного товара (услуги, работы) за приобретение установленного количества товаров (услуг, работ), скидки на стоимость товара (услуг, работ), бесплатную доставку, льготное кредитование, дополнительные компенсации за немотивированный возврат товара (результата услуг, работ) за рамками Закона о защите прав потребителей и т.п., если льготы, скидки, подарки и компенсации предоставляются всем покупателям. Ограниченное количество подарков, льгот, скидок и компенсаций за время проведения мероприятия, на наш взгляд, не может рассматриваться как несоблюдение условий о раздаче их «всем  покупателям» для того, чтобы не считать его стимулирующим в порядке Закона о рекламе, так как срок проведения и подарочный (льготный, скидочный, компенсационный) фонд (бюджет, смета) всегда имеют ограничительные характеристики и в принципе не могут быть бесконечным во времени и неограниченным по размеру соответственно. Но условие о тождественности подарков для любого из покупателей, успевших обратиться в сроки мероприятия, выполнивших его правила и попавших в выделенное количество подарков в подарочном фонде является обязательным, чтобы акция не считалась стимулирующим мероприятием

Несмотря на положительную тенденцию для предпринимателей – организаторов лотерей, стимулирующих лотерей и иных стимулирующих мероприятий в преодолении административных рекламных барьеров, поскольку их толкование и применение судами и антимонопольными управлениями в регионах порой доходили до формального маразма, официальная позиция ФАС России имеет и негативную сторону для потребителей.

Если раньше п. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе были хоть каким-то нормативным компасом для организаторов стимулирующих мероприятий, в том числе при подготовке правил их проведения, то теперь в вышеуказанных случаях соблюдение прав и интересов участников этих мероприятий законодательно практически вообще никак не регулируется и никем не контролируется.

Поэтому единственной формой стимулирующего мероприятия, позволяющей юридически гарантировать баланс прав и обязанностей организаторов и участников в рамках цивилизованного официального правового поля, а также обеспечивать государственный контроль за его организацией и проведением, на сегодняшний день остается только стимулирующая лотерея.

Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Узнайте об этом и еще больше:

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?